Текст заметки по теме:
МТК Приморья: эхо взлета контейнерного трафика Intra-Asia

МТК Приморья-1 (-2)

МТК Приморья: эхо взлета контейнерного трафика Intra-Asia

Июль 2017

Как отмечалось ранее, в ходе развития проекта Международных транспортных коридоров Приморья (МТК Приморья) фокус поиска целевой грузовой базы был переориентирован с Транстихоокеанского коридора (подробнее здесь...) на потенциал грузовой базы Intra-Asia, т.е. грузопотоки внутри азиатского региона, точнее, на один из его элементов - грузопотоки формируемые/поглощаемые в Северо-восточных провинциях Китая (Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин).

С учетом этого обстоятельства, анализ процессов, происходящих в зоне Северной Азии и их отражение в зеркале морских контейнерных перевозок в регионе, представляют интерес с точки зрения оценки перспектив международных транзитных коридоров Приморья – МТК-1 и МТК-2.

В частности, один из крайних обзоров Drewry - Intra-Asia riding high[1], посвященный анализу текущей ситуации в региональных морских контейнерных перевозках Азии (Intra-Asia), среди прочего обращает внимание на два обстоятельства – рост объема контейнерных перевозок в регионе и падение региональных ставок фрахта. Как уже повлияли, и будут влиять эти обстоятельства на международные транспортные коридоры Приморья - МТК-1 и МТК-2?

Всплеск грузооборота Intra-Asia

Мировые контейнерные перевозки по итогам 1к17 выросли на 10% в годовом исчислении. Данные CTS (Container Trades Statistics [2]) указывают на региональную торговлю как основную движущую силу роста с приростом на 17%, против 7% для океанских перевозок.

Региональная торговля в 1к17(тыс. teu)
Экспорт/Импорт Большого Китая с основными торговыми партнерами в 1к17

Статистика [3] свидетельствует, что импорт Китая из стран Азии в 1к17 вырос на 40%, в два раза превысив темп роста китайского экспорта в этот же регион. Суммарно это обеспечило 32% прироста трафика Intra-Asia. Темп прироста каботажного китайского трафика в 1к17 также более чем впечатляющий – 28%.

В структуре внутреннего регионального азиатского трафика с точки зрения потенциального эффекта на МТК Приморья интерес представляют следующие составляющие: (а) китайский каботажный трафик (Intra-China или Domestic) с указанным выше приростом 28%, и (b) контейнерный трафик Китай – страны северной Азии (China to/from North Asia) с приростом +23% (см. схему ниже, [4]).

Контейнерный трафик Intra-Asia, 1к17
Контейнерный трафик Intra-Asia в 1к17

Активизация контейнерного трафика по указанным направлениям, очевидно, способствует формированию дополнительного потенциала спроса на услуги портов юга Приморского края, включенных в логистическую цепочку международных коридоров Приморья МТК-1 и МТК-2, и позволяющих сократить транспортное плечо в направлении (и обратно) на провинции Северо-Востока Китая (Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин).

В частности, 7 июня 2017 служба корпоративных коммуникаций ДВЖД сообщила, что по итогам 5м17 перевозки транзитных грузов по международному транспортному коридору "Приморье-1" составили 3,902 TEU, что на 20% больше, чем за весь 2016 год. [5]

Учитывая резкий всплеск контейнеропотока направлений "Intra-China" и "China to/from North Asia" в 1к17, можно считать, что рост перевозок транзитных контейнеров по ДВЖД был обусловлен не столько "более гибкой тарифной политикой и усовершенствованной технологией передачи грузов через погранпереход Гродеково-Суйфэньхэ", а, скорее, в большей степени, [6] указанным резким приростом трафика Intra-Asia, оказавшимся неожиданным, в том числе и для аналитиков Drewry.

Краткий эффект или среднесрочный потенциал?

Насколько продолжительным будет бурный рост контейнеропотока в регионе и, соответственно, эффект положительного влияния на транзитные перевозки по международным транспортным коридорам Приморья?

Как отмечают аналитики Drewry, результат 1к17 существенно превысил типичные темпы прироста с 2010 года, когда объем контейнерного трафика резко пошел вверх после краха 2009 года. Тем не менее, на среднесрочном горизонте темпы роста контейнерного трафика будут, как и прежде, определяться темпами роста ВВП стран, связанных теми или иными транспортными коридорами.

С этой точки зрения перспективы для контейнерного трафика в субрегионе северной Азии и для китайского каботажного трафика, непосредственно влияющих на объемы транзита по МТК-1 и МТК-2, менее благоприятны, чем перспективы для двусторонней торговли между Большим Китаем и Юго-Восточной Азией.

Прогноз ВВП стран ЮВА, %/год [7]
Темпы роста ВВП стран ЮВА

По оценке Международного валютного фонда, темпы роста экономик Китая, Вьетнама, Индонезии и Малайзии составят в среднем 5-6 % в предстоящие пять лет, что закрепит лидирующие позиции контейнерного трафика направления Китай-ЮВА в общем объеме трафика Intra-Asia, показавшего по итогам 1к17 первый результат на уровне +36%.

Ожидаемые темпы роста ВВП стран субрегиона Северной Азии, куда отнесены Япония, Южная Корея и Тайвань, по оценке Международного валютного фонда существенно более скромны (хотя и этот скромный рост лежит в основе более чем значимого прироста контейнерного трафика на уровне +26% по итогам 1к17).

Прогноз ВВП стран СВА, %/год [8]
Темпы роста ВВП стран North Asia

В частности, ожидается, что экономика Южной Кореи в предстоящие пять лет будет расти с темпом порядка 3%/год, а экономика Японии – колебаться в интервале 0.25-0.9%/год.

На этом фоне более выигрышно смотрится экономика Тайваня, которая будет стремиться догнать по темпам роста экономику Южной Кореи.

Экономика Китая будет постепенно замедляться и, вероятно, на предстоящем пятилетнем горизонте опустится ниже 6%-й планки. В некоторой степени это замедление для условного региона Большой Китай (Greater China) будет компенсировано ростом экономики Гонконга с 2% до примерно 3.3-3.5%.

Прогноз ВВП Большого Китая, %/год [9]
Темпы роста ВВП Большого Китая

Постепенное замедление экономики Китая на фоне невысоких темпов роста ВВП стран Северной Азии предопределяет перспективы роста контейнерного трафика по международным транспортным коридорам Приморья.

Как и ранее, мы полагаем, что после естественного ускорения на старте с практически нулевой базой отсчета, контейнерный трафик по МТК Приморья на горизонте 2022-2023 г.г. составит не более 260-280 тыс. TEU в год.

Предпосылки для существенного пересмотра условий расчета представленной ранее эконометрической модели отсутствуют.

Intra-Asia CFRI - плюс в карму МТК Приморья

Снижение темпов роста ВВП Китая находит свое отражение в ставках фрахта на внутренних сервисах региона АТР (см., например, Intra-Asia Container Freight Rates Hit Four-Year Low).

Intra-Asia CFRI: Jan.15-Jan.17 [10]
Drewry CFRI Intra-Asia Freight Rate Index

Динамика сводного индекса Drewry CFRI Intra-Asia Freight Rate Index, отражающего изменение спотовых ставок самых загруженных линий региона, свидетельствует, уже более 18-ти месяцев индекс не может преодолеть планку 750 $/FEU.

Хотя это приводит к потерям перевозчиков, например Wan Hai [11] и ряд других внутриазиатских судоходных компаний заявили об убытках по итогам 1к17, но для международных транзитных коридоров Приморья указанное обстоятельство – сниженные ставки фрахта, являются положительным фактором, поскольку повышают конкурентоспособность интегрированной логистической цепочки, включающей в себя, в т.ч., морскую составляющую.

Intra-Asia CFRI: Jul.13-Jan.15 [12]
Drewry CFRI Intra-Asia Freight Rate Index

Как отмечают специалисты Drewry, измерение внутриазиатского потенциала затруднено вследствие множественности различных торговых коридоров и многочисленности операторов, многие из которых не предоставляют достаточного объема данных о своем расписании.

Однако необходимо отметить, что в 1к17 индекс Intra-Asia Freight Rate Index продемонстрировал попытки пробить 750-ти долларовый потолок. В случае, если эти попытки будут успешны, ставки фрахта, не исключено, вернутся к уровням 2013-2015 г.г., когда они колебались в коридоре 925-1,025 $/FEU.

В свою очередь это будет означать, что некая часть потенциала привлекательности международных транспортных коридоров Приморья для китайских клиентов будет потеряна.

Подводя итог

Оба отмеченных выше фактора – взлет объема контейнерных перевозок в регионе Intra-Asia по итогам 1к17 и сохранение низких ставок регионального фрахта – удачно совпали с фактическим стартом работы международных транспортных коридоров Приморья, придав стартовому транзитному контейнерному трафику через МТК-1 дополнительную динамику.

Однако фактор пониженных региональных (Intra-Asia) ставок фрахта будет работать, скорее, на коротком горизонте одного-двух лет и далее будет нивелирован восстановлением до предшествующего уровня в коридоре 925-1,025 $/FEU.

Что касается фактора роста контейнерных перевозок в регионе Intra-Asia. Приморью снова "относительно не повезло", или все, как в весьма известном выражении - "Никогда такого не было, и вот опять!". Край расположен в стороне от наиболее активно растущих торговых связей Greater China – Southeast Asia. Наши ближайшие соседи – Япония, Южная Корея и Тайвань на фоне земедления китайской экономики демонстрируют существенно меньшие темпы роста ВВП, чем Вьетнам, Малайзия и Индонезия.

Соответственно и положительный эффект этого фактора на МТК Приморья будет скромнее, хотя и в этой ситуации можно увидеть свои плюсы. Эффект будет иметь среднесрочный характер, что для начала работы МТК Приморья, т.е. для наиболее сложного периода поглощения транзитного потенциала транспортных коридоров рынком, не будет лишним.

Об авторе

О содержании публикации

Представленный материал основан на исследованиях и опыте специалистов Компании, а также прочих источниках. Дополнтельная информация по опыту Компании в данном сегменте представлена здесь - Анализ/оценка потенциала целевого рынка.

Статья на сайте КОНКУРЕНТ.RU:

Сокращенная версия статьи опубликована на сайте делового еженедельника "Конкурент".

Китай меняет методику расчета ВВП

Национальное Бюро статистики Китая заявило (2017/07/17), что пересмотрело способ расчета валового внутреннего продукта (ВВП) страны, и коррекция расчета ВВП коснется таких отраслей как, здравоохранение, туризм и “новая экономика”.
В последний раз Китай существенно пересматривал свой метод расчета ВВП в 2002 году.
Не слишком оптимистичная новость на фоне снижения темпов роста ВВП Китая и сомнений зарубежных экспертов в достоверности официальных оценок.
(Источник: Shenzhen Daily July 17, 2017 - Way to calculate GDP revised)

Ссылки

[1] Еженедельный обзор Drewry от 2017.05.21, Intra-Asia riding high.

[2] Container Trades Statistics Ltd (CTS) is the exclusive agent of World Liner Data Limited (WLDL), promoting and selling data on its behalf. The WLDL database is derived from data supplied by many of the world's major container shipping lines. CTS uses the TEU data provided to estimate total trade volumes for 447 global trades. Some 700 Aggregated Price Indices are also available for Dry and Reefer containers.

[3] Источник: Drewry Maritime Research (Full throttle ahead in first quarter, 14 May 2017) на основе данных Container Trades Statistics Ltd.

[4] Источник: Drewry Maritime Research (Intra-Asia riding high. 21 May 2017) на основе данных Container Trades Statistics Ltd.

[5] Источник: По МТК "Приморье-1" за 5 месяцев перевезено на 20% больше грузов, чем за весь 2016 г.. Увеличение объемов, по данным магистрали, обусловлено более гибкой тарифной политикой. ТАСС, 07.06.2017

[6] Точнее, очевидно, можно будет утверждать после подведения итогов 2017 года, сопоставляя региональную статистику CTS и данные ДВЖД по транзиту через МТК-1 и МТК-2.

[7] Источник: The IMF’s (International Monetary Fund) World Economic Outlook report, updated in April 2017.

[8] Источник: The IMF’s (International Monetary Fund) World Economic Outlook report, updated in April 2017.

[9] Источник: The IMF’s (International Monetary Fund) World Economic Outlook report, updated in April 2017.

[10] Drewry. 21 May 2017, Intra-Asia riding high.

[11] Wan Hai Lines - региональный перевозчик

[12] Источник: Hellenic shipping news, 19 Fab. 2015 - Intra-Asia freight rates hit lowest level in four years.