Стадия идентификации проекта

Анализ и отбор проектов, нацеленных на использование возможностей или парирование угроз - типичная задача СЕО и суть стадии идентификации – начальной стадии продвижения проектов.

Типичные стадии продвижения проекта

Хотя под термином "проект" (от лат. projectus - брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) может пониматься практически любой набор планируемых действий, в текущем контексте этим термином мы определяем капиталоемкие инвестиционные проекты в различных секторах экономики.

Типичные этапы продвижения проекта

Типичные этапы продвижения проекта

Безусловно, каждый конкретный проект имеет свои особенности, однако общая последовательность фаз, которые проходит любой проект, в большинстве случаев сохраняется. Укрупненная схема продвижения проекта от этапа к этапу представлена слева на рисунке.

Начальные этапы продвижения проекта – стадия идентификации, планирования и оценки жизнеспособности (Feasibility Study, ТЭО) выполняются на фоне относительно невысоких затрат, в большинстве случаев не более 0.1-1.0% от ожидаемых затрат на проект в целом. В то же время, степень контроля и "управляемости" проекта на этих этапах максимальна - инициатор проекта имеет возможность относительно просто скорректировать стратегию продвижения (реализации) проекта, уточнить его конфигурацию и переформатировать изначально установленные цели проекта и т.п.

Переход к стадии проектирования значительно повышает стоимость ошибки в планировании, поскольку услуги инженеров по проектированию увеличивают затраты инициатора проекта до 2.0%-4.5% а иногда и выше (в зависимости от специфики проекта и степени его индивидуальности) от ожидаемых затрат на проект в целом. На этом фоне относительная свобода контроля и оперативного внесения корректуры в первоначальные планы, напротив, начинает сжиматься, поскольку любое изменение первоначальной концепции проекта влечет за собой уже чувствительную потерю как финансовых, так и временных ресурсов.

Начальные этапы продвижения проекта нередко увязываются и с корпоративным планированием – оптимизацией структуры акционеров с учетом планируемого формата финансового обеспечения проекта, концентрацией капитала или функций контроля в руках ключевых акционеров/партнеров и т.п.

Тесная координация работы консультанта, еще лучше – финансового консультанта / оценщика, с проектной командой инициатора проекта, с начальных этапов его анализа и продвижения, позволяет минимизировать как затраты, так и риски, связанные с последующим продвижением проекта на этапах со значительными затратами.

Формат стадии идентификации проекта

Стадия идентификации проекта (Project Identification Phase) представляет собой первый шаг в процессе продвижения проекта.

Последовательность шагов стадии идентификации проекта

Стадия идентификации

Основная задача стадии идентификации – систематизация разрозненной исходной информации и первоначальная оценка идеи, сформулированной либо на основе выявленной проблемы, или проявившейся в тех или иных обстоятельствах рыночной возможности.

Если для бизнеса характеры обе исходные точки, то для муниципальных (общественных) структур побудительным мотивом чаще выступает какая-либо проблема – транспортные ограничения, избыточные расходы на содержание инфраструктуры и т.п. Соответственно, шаг №1 в стадии идентификации – изложение на бумаге проблемы или возможности, подтолкнувшей к инициированию проекта.

Цели (одна или несколько) проекта обуславливаются стратегическими целями инициатора проекта. Они должны быть лаконично и однозначно, насколько это возможно на начальном этапе, сформулированы. Не исключены ситуации, когда заявленные цели проекта, особенно в общественном секторе, могут конфликтовать между собой в той или иной мере. В таких ситуациях должна быть согласована система приоритетов в отношении заявленных целей проекта.

Общая логика работы в рамках стадии идентификации понятна из приведенной выше схемы. Основным отличием этой стадии от стадии разработки ТЭО, несмотря на общую схожесть и повтор основных блоков, является более общий характер анализа, выполняемого, насколько это возможно, укрупненно.

Кроме того, данная стадия выполняется в большинстве случаев на основе укрупненных стоимостных и/или планировочных показателей, либо, при необходимости, на основе предварительных эскизных проработок, обозначающих планировочные решения "грубыми штрихами", предающими общую концепцию, "идею" объекта.

Анализ подготовленных проектных опций выполняется, как правило, с помощью укрупненных ИЭММ, подготовленных таким образом, чтобы обеспечить получение заданного набора критериев оценки.

По результатам стадии идентификации принимается решение – имеет ли смысл переходить к стадии планирования и разработки ТЭО (Feasibility Study), а также уточняется набор подлежащих детальному анализу проектных опций и основных правил для выполнения этого этапа – цели, критерии оценки, ограничения и т.п.

Наиболее эффективный этап включения экспертов Компании в проектную группу

Привлечение консультанта на ранних этапах продвижения проекта позволяет минимизировать риски, заранее предусмотреть меры, компенсирующие возможные изменения условий реализации этого проекта (См. схему).