Транспортный сектор Приморья - ведущий сектор экономики края, обеспечивающий наибольший вклад в ВРП Приморского края
Транспортный сектор Приморского края
Экономика Приморского края | 02м2020

Транспортный сектор Приморского края: итоги 2019

Географическое положение Приморья определяет специфику транспортного сектора экономики Приморского края, становым хребтом которого является Транссиб и его выход на три морских транспортных узла: Владивостокский, Восточно-Находкинский и Хасанский (Южный).

Среди основных черт этой специфики, прежде всего, необходимо отметить преобладание транзитных грузов, генерируемых/поглощаемых вне территории Приморского края - в прочих регионах России, странах АТР и, в относительно небольших объемах, странах Западной и Восточной Европы.

Свою роль, определяющую масштаб локального рынка, и, соответственно, масштабы потребности в транспортных услугах, играет и небольшая численность населения Приморского края, составляющая по итогам 2019 года 1.89 млн. человек (1.29% от численности Российской Федерации в целом, и 23.2% от численности населения ДВФО). [1]

Вклад транспортного сектора в ВРП Приморского края, 2005-2017.[2]
Вклад транспортного сектора в ВРП края

Транспортный сектор Приморского края традиционно обеспечивает наибольший вклад в ВРП территории. Как видно на представленном слева графике, вклад сектора в экономику Приморского края с 2004 года колеблется в интервале от 19% до почти 23%, т.е. отрасль составляет примерно пятую часть экономики края. Это наиболее крупный сектор экономики Приморского края. Следом за транспортным сектором, с небольшим отставанием, порядка 3%-4%, идет сектор "Оптовая и розничная торговля", и далее – "Обрабатывающие производства", с долей в ВРП территории около 9%-10%.

За 16 лет, с 2003 по 2019 год, грузооборот портов Приморского края, имеющих выход на Транссиб, вырос более чем в три раза, с 42.4 млн. тонн, до 130.7 млн. тонн.

Грузооборот портов Приморья, 2003-2019 (млн. тонн)
Грузооборот портов Приморья, 2003-2019 (млн. тонн)

Владивостокский транспортный узел за этот период вырос в 2.1 раза, Восточно-Находкинский – в 3.3 раза, Южный – в 5.9. (см. график слева) Транспортный узел залива Находка, объединяющий два порта – собственно Находка и Восточный, связанные с Транссибом общим участком ДВЖД ст.Угловая – ст.Находка, является наиболее крупным – на него приходится почти 76% перевалки по итогам 2019 года. Доля Владивостокского транспортного узла по итогам 2019 года составила 18.3% в общем грузообороте портов Приморья, имеющих выход на Транссиб.

Различие в масштабах грузооборота связано со специализацией портов, расположенных в этих транспортных узлах. Высокая доля Восточно-Находкинского транспортного узла в грузообороте объясняется его специализацией на двух массовых грузах – угле и сырой нефти, поставляемых на экспорт. Владивостокский транспортный узел имеет ярко выраженную контейнерную специализацию.

Дифференциал специализации этих транспортных узлов стал приобретать четкие контуры в 2009-2011 годах, на фоне посткризисного восстановления объемов перевалки контейнеров (подробнее см. дополнительный материал на сайте - "Сухие порты – логистика перемещается в тылы"), и ввода в эксплуатацию нефтеналивного комплекса в Козьмино [3] в 2010 году, обеспечившего резкий рост грузооборота порта Восточный - в 1.9 раза, до 35.68 млн. тонн.

В перспективе можно ожидать сохранения этой специализации с постепенным ростом доли угля в структуре перевалки сухогрузов на фоне благоприятной перспективы целевых экспортных рынков (см. дополнительный материал на сайте – "Экспорт угля в ДВ портах: что остается за кадром?") и строительства новых терминалов по перевалке угля.

Объем перевалки контейнеров в портах Приморского края, имеющих выход на Транссиб, в период 2004-2018 вырос в 3.22 раза, с 424.6 тыс. TEU, до 1,367.5 тыс. TEU.

Перевалка контейнеров в Приморье, 2004-2019 (млн. TEU)
Перевалка контейнеров, 2004-2019 (млн. TEU)

В структуре перевалки контейнеров доля контейнеров экспортного направления постепенно выросла с 16% до 35% (см. график слева). Доли контейнеров импортного направления на начало и конец рассматриваемого периода близки - 35% и 37% соответственно. При этом можно отметить, что доля импорта снижалась в период девальвации рубля в 2009 и 2015 годах – с 43% до 35% и с 39% до 33% соответственно. В период укрепления рубля доля импорта, напротив, возрастала, как, например, в 2006-2007 г.г., когда этот параметр достиг максимального значения за рассматриваемый период – 54.1%.

Транзитная составляющая в контейнерной перевалке портов Приморья в рассматриваемый период претерпевала значительные изменения.

По итогам 2004 года транзит превысил отметку 121 тыс. TEU, что составило рекордные 28.6% в структуре перевалки контейнеров в Приморье. Однако сначала резкий рост жд тарифов, а затем и кризис 2008 года практически "убили" транзит – по итогам 2009 года было зафиксировано всего 3.9 тыс. TEU транзитного направления.

К 2014 году транзитный поток почти достиг исходного уровня, незначительно превысив отметку 100 тыс. TEU, однако запуск Китаем сухопутного коридора проекта OBOR через Казахстан снова изменил динамику в негативную сторону (см. дополнительный материал на сайте – "МТК Приморья: в тени большого брата").

Многократно завышенные, что мы отмечали еще в 2015 году (см. дополнительный материал на сайте - "МТК Приморья: Реальный потенциал"), ожидания от МТК-1 и МТК-2 Приморья снова не оправдались. В частности, по данным Ассоциации морских торговых портов РФ, ООО "Морской порт в бухте Троицы" по итогам 2019 года показал "Наибольший рост перевалки контейнеров - в четыре раза, до 4 тыс. TEU".[4] Понятно, что на фоне контейнерооборота портов Приморья, вплотную приближающегося к 1.5 млн. TEU, это ничтожно мало.

Сноски

[1] Предварительная оценка численности постоянного населения на 1 января 2020 года и в среднем за 2019 год. Источник: Росстат, дата обращения 28.01.2020.

[2] Источник: Госкомстат, Данные 2005-2015 по ОКВЭД1, данные 2016-2017 - ОКВЭД2.

[3] Порт Козьмино является конечной точкой трубопроводной системы "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО). Порт обеспечивает перевалку сырой нефти на двух причалах, принимающих крупнотоннажные морские суда дедвейтом от 80 до 150 тыс. тонн.

[4] Источник: KORABEL.RU, 17.01.2020, КТСП по итогам 2019 года возглавил рейтинг морских контейнерных терминалов России.

Наши эксперты

Сергей Остропольцев

Сергей Остропольцев

Директор Компании
Вячеслав Андреев

Вячеслав Андреев

Эксперт АССО ExpNet
Дмитрий Кулаков

Дмитрий Кулаков

Эксперт-оценщик