ГК Теплое Море
Транспортный сектор | 2017

Конкурентная среда ОАО "ВМТП" - эффект проекта OBOR

Анализ состояния конкурентной среды и положения ПАО "ВМТП" на рынке услуг транспортной обработки и хранения грузов, оказываемых операторами морских терминалов в ДФО, был инициирован руководством порта в связи с динамичными изменениями, происходящими на целевом рынке, и необходимости оценки их влияния на перспективы устойчивой работы и развития компании.

В отличие от предыдущих аналогичных проектов, значительный блок в новом анализе был посвящен изменениям, происходящим за пределами предустановленных Приказом ФСТ от 12.04.2013 №406-э географических границ целевого товарного рынка порта, в частности, развитию международного транспортного коридора Asia-Europe.

Исходная конфигурация проекта OBOR
Исходная конфигурация проекта OBOR

В 2013 году Китай объявил о начале работы над проектом "Silk Road Economic Belt and a 21st Century Maritime Silk Road" – "Экономический пояс Шелкового пути и Морской шелковый путь 21-го века", позднее получившего краткое название – "One Belt One Road Initiative" ("Инициатива OBOR" – Один Пояс, Один Путь). Данная инициатива Китая, исходная конфигурация которой представлена на рисунке слева, нацелена на глубокую модернизацию глобального транспортного коридора "Восток-Запад".

Euro-Asian Rail Routes
Euro-Asian Rail Routes

Дальневосточные морские порты России, имеющие ж/д выход на Транссибирскую магистраль (см. схему слева), в том числе и ПАО "ВМТП", исторически интегрированы в глобальный международный транспортный коридор "Восток-Запад", а точнее, в один из его элементов – сухопутное плечо торгового маршрута "Far East (Asia) - Europe".

До недавнего времени соотношение объемов контейнерных перевозок по морскому и сухопутному плечам торгового маршрута "Far East (Asia) - Europe" сохранялось на примерно одном уровне. Однако в конце 2013 года, вследствие развития проекта OBOR, эта ситуация вышла из устойчивого состояния и вошла в фазу динамичных изменений.

До 2013 года загрузка Транссиба транзитным контейнеропотоком направления Asia-Europe обеспечивалась преимущественно его восточным участком, на который замыкаются морские порты Приморского и Хабаровского краев, включая и "ВМТП".

Схема транзита через Казахстан
Схема транзита через Казахстан

Однако после анонсирования проекта OBOR в 2013 году и с началом практической эксплуатации альтернативных ж/д маршрутов, схема подгрузки Транссиба транзитным контейнеропотоком претерпевает изменения.

Наибольший эффект оказывает активное развитие железнодорожного маршрута через Казахстан, общая схема которого приведена на рисунке слева.

Помимо инфраструктурного развития этого транзитного маршрута, влияние на загрузку восточного участка Транссиба оказывает и ряд прочих факторов, выявленных в ходе анализа. В частности можно отметить субсидирование Китаем ж/д перевозки контейнеров по маршрутам OBOR, а также технологические и организационно-логистические изменения, происходящие на морском плече проекта OBOR и ведущие к удешевлению транспортировки контейнеров на маршрутах deep sea.

По итогам выполненной работы, помимо оценки соответствия ПАО "ВМТП" признакам естественной монополии и доминирующего положения, была получена количественная оценки масштабов возникающих рисков, рассчитанная с учетом перспектив перераспределения контейнеропотока по конкурирующим маршрутам транспортного коридора Asia-Europe.

Кроме того, была документально подтверждена зависимость ситуации на целевом рынке ПАО "ВМТП" от факторов, формируемых вне географических границ целевого рынка порта. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что адекватная оценка конкурентного положения ПАО "ВМТП" и ряда прочих стивидоров, работающих в портах ДВ бассейна, исключительно на основе положений "Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N220, без учета факторов, развивающихся за пределами территории Российской Федерации, невозможна.

Наша команда в проекте
Сергей Остропольцев

Сергей Остропольцев

Директор Компании
Дмитрий Кулаков

Дмитрий Кулаков

Эксперт-оценщик
Михаил Быков

Михаил Быков

Эксперт-оценщик
МП в сделке M&A

Владивостокский морской порт "Гайдамак" - аудит стоимости в сделке M&A

КТ в сделке M&A

Оценка пакета акций ЗАО "Пасифик Интермодал Контейнер"" для целей сделки M&A