Предисловие к разделу:
Оптимизация имущественных налогов

Оптимизация имущественных налогов

Входной блок к разделу Оптимизация имущественных налогов

Система имущественного налогообложения в России сформирована тремя налогами: налогом на имущество, земельным и транспортными налогами.[1] С точки зрения финансовой нагрузки на бизнес эти налоги далеко не равнозначны.

От региона к региону России удельный вес имущественных налогов в сумме налоговых поступлений в консолидированные бюджеты варьируется, составляя в среднем около 12%-14% с перспективой значительного роста (детальнее здесь ►). Доля налога на имущество предприятий в этой сумме в настоящее время составляет около 62-65%, земельного налога – 25%-28%, транспортного 7%-9%.

Фундаментом современной системы имущественных налогов в России, имея ввиду налог на имущество организаций/физлиц и земельный налог, является кадастровая стоимость объекта недвижимости (КС) – здания, сооружения, земельного участка и т.п., принимаемая в качестве налоговой базы для расчета величины налога. Если уйти от формального определения кадастровой стоимости, представленного в Федеральном законе "О государственной кадастровой оценке" от 03.07.2016 N 237-ФЗ, и раскрыть суть простым языком, то КС - это цена недвижимости, которую определяет государство в рамках периодически проводимой государственной кадастровой оценки (ГКО).

На текущий момент налоговая база по налогу на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости объекта в отношении ограниченного перечня видов недвижимости: административно-деловых, торговых центров и помещений в них, а также нежилых помещений, используемых под офисы, торговые объекты, объекты общепита и бытового обслуживания.[2] Перечень таких объектов определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на начало очередного налогового периода.

Изменение численности объектов этой группы в Приморском крае в период 2015-2024 гг. представлено на графике слева. На текущий момент значительная часть производственных активов все еще облагается налогом на имущество, определяемым исходя из остаточной балансовой стоимости (БС) недвижимости (см. комментарий о перспективах изменения ситуации здесь ►). Принципиальная разница между двумя вариантами налоговой базы – КС/БС, заключается в том, что БС определяется предприятием, а КС – назначается государством. И, совершенно случайно, КС, как правило, значительно превышает БС, и, что не менее важно, с течением времени БС постепенно снижается, а КС - преимущественно растет.

Соответственно, при переходе к налогообложению от КС налог на имущество, как правило, резко возрастает и, что не менее важно, в перспективе вместо снижения постоянно растет.

Отметим, что КС, помимо налога на имущество, определяет налогообложение в сделках с недвижимостью и земельными участками, а применительно к земельным участкам, принадлежащим государству или муниципалитету – и размер арендной платы.

Неудивительно, что в этих условия вопрос – "Возможно ли, и как снизить кадастровую стоимость недвижимости?" приобрел особую остроту.

Сноски и примечания

[1] В Приморском крае своя экзотика – в состав имущественных налогов включен налог на игорный бизнес, видимо вследствие того, что объекты налогообложения типа "игровой стол" и "пункт приема ставок тотализатора" являются имуществом игорного бизнеса.

[2] Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (НК РФ Статья 378.2)/

Государственная кадастровая оценка 2023

Кадастровая стоимость в ПК: результаты ГКО 2023 - Итоги государственной кадастровой оценки 2023 в Приморском крае

Как снизить кадастровую стоимость объекта недвижимости?

Обзор и сопоставление вариантов снижения КС - кадастровой стоимости объектов недвижимости