Текст статьи:
Зуева И.Б., Государственный контроль за использованием ГТС
Государственный контроль за использованием ГТС
Мнение эксперта

Государственный контроль за использованием ГТС [1]

Июнь 2022

В настоящее время значительная часть[2] гидротехнических сооружений (причалов), расположенных в морских портах, находится в собственности государства. Причалы, как сложный технический объект, требует пристального внимания со стороны государственных контролирующих органов.

При проведении проверки эксплуатации причалов, государственными контролирующими органами, проверяется, в том числе, наличие надлежаще оформленных правоустанавливающие документы у эксплуатирующих организаций на использование причалов. При выявлении факта осуществления коммерческой деятельности на причале с не оформленным надлежащим образом правом пользования, в отношении юридического лица возбуждается административное производство. Среди причин подобных ситуаций необходимо отметить, среди прочего, проблемы прохождения процедуры оформления аренды на причалы.

Аренда ГТС у государства - юридический каркас и терминология

В настоящее время использование причалов можно оформить путем заключения договора аренды на длительный срок, где в качестве арендодателя будет выступать государство, а арендатором будет выступать стивидорная компания.

Порядок и условия передачи в аренду федерального недвижимого имущества определяются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 №261 "О морских портах", ФЗ от 14.11.2002 №161 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ФЗ законом от 29.07.1998 №135 "Об оценочной деятельности в РФ", Приказом Минтранса "Об утверждении Порядка сдачи в аренду федерального имущества расположенного в морском порту", а также письмом Минтранса от 01.03.2010 года №ОВ-22/1931, Письмом Росимущества от 07.09.2015 года №ОД 14/37010.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (п. 1 ст. 214 ГК РФ).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, могут выступать государственные органы в рамках их компетенций, наделенных правом распоряжения государственным имуществом (ст. 125 ГК РФ).

Морской порт — это территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг (п.1 ст.9 "Кодекс торгового мореплавания РФ").

Причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами (ст.4 ФЗ "О морских портах в РФ").

Предоставления причалов в аренду регулируется ст.31 ФЗ "О морских портах в РФ" от 08.11.2007 № 261-ФЗ.

Правом сдачи в аренду причалов в морских портах в основном, обладает Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт», так как наделено правом хозяйственного ведения. [3]

Особенности процедуры заключения договора аренды ГТС

Для заключения договора аренды, арендатору необходимо направить заявление на аренду причалов в ФГУП "Росморпорт". При этом договор аренды может быть заключен, с лицом, которому на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит смежный объект инфраструктуры морского порта, относящийся к недвижимому имуществу, если этот смежный объект недвижимого имущества по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению неразрывно связан с указанным объектом аренды и обеспечивает технологический процесс оказания услуг в морском порту.

Критерии неразрывной связи между причалами и смежными объектами инфраструктуры морского порта, относящимся к недвижимому имуществу, предназначенными обеспечивать технологический процесс оказания услуг в морском порту, устанавливаются Федеральным агентством морского речного транспорта (Росморречфлот). [4]

При установлении неразрывной связи Росморречфлот выдает заключение о наличии неразрывной связи смежного объекта недвижимости заявителя с объектом инфраструктуры, предназначенным для сдачи в аренду, для последующего заключения договора аренды. [5]

В настоящее время, действует порядок сдачи в аренду причалов, утвержденный Приказом Минтранса России от 02.11.2009 N 191 "Об утверждении и порядка сдачи в аренду имущества, расположенного в морском порту…"

Для оформления договора аренды применяются типовые условия, утвержденные Приказом Минтранса России от 19.07.2016 N 199 "Об утверждении Типовых условий договоров аренды в отношении находящихся в федеральной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов порта".

Спорные моменты

Утвержденные типовые условия не содержат порядок о досрочном расторжении, в том числе за нарушение природоохранного законодательства (см. судебную практику [6]), порядок о повышении в одностороннем порядке стоимости аренды, порядок установления неустоек и пеней и т.д. В настоящее время ФГУП Росморпорт использует проект договора аренды, рекомендованный письмом Минтранса России от 01.03.2010 № ОВ-22/1931, в котором и содержатся все те недостающие условия на усмотрение арендодателя. Применять типовые условия при заключении договора аренды или привести рекомендованную форму 2010 года в соответствии с законодательством, ФГУП "Росморпорт" не планирует, и отсюда возникают спорные ситуации, которые приводят к многочисленной судебной практики не в пользу арендодателя.

В основном рождаются споры, об одностороннем повышении размера арендной платы за пользование причалов установленной, в соответствии с п. 4 ст. 31 ФЗ "О морских портах", на основании отчета независимого оценщика. В настоящее время отсутствует методика расчета оценки аренды причалов и когда она будет разработана неизвестно (см. судебную практику [7]).

Отчет об оценке составляется в настоящее время на основании технического задания (ТЗ), выдаваемого со стороны Заказчика (ФГУП "Росморпорт"). Отдельные положения применяемого до настоящего времени ТЗ вводят независимых оценщиков в заблуждение, поскольку фактически отождествляют морской терминал и причал, имеющими как разное терминологическое значение, так и, в подавляющем большинстве случаев, разных собственников. Данная проблема затрагивается независимым экспертом С. Остропольцевым,[8] отмечающим, что существующее ТЗ необходимо пересматривать, исключив из него спорные моменты, противоречащие, как ФЗ "О Морских портах в Российской Федерации", так и отдельным статьям Гражданского Кодекса РФ.

Сегодня можно резюмировать, что потенциальные арендаторы не всегда согласны со стоимостью аренды причалов, которая, как показывает практика, может быть значительно завышена, и пытаются добиться ее снижения через суд (см. судебную практику [9]).

Административные последствия длительных сроков

Нормативные сроки прохождения всей процедуры для оформления договора аренды причалов установлены п.п. 7, 12, 17, 18, 22, 23, 26 Приказа Минтранса России от 02.11.2009 N 191 "Об утверждении Порядка сдачи в аренду федерального имущества, расположенного в морском порту, составляют от пяти месяцев и более.

Ситуация усугубляется еще и тем, что, итоговая стоимость аренды, определённая отчетом по оценке, сохраняет актуальность в течении только шести месяцев. [10] И когда возникают споры, то к моменту урегулирования проходит срок актуальности отчета по оценке, а это чревато опять прохождением закупочной процедуры, выбором контрагента и т.д.

Длительность процедуры, а иногда и споры о стоимости, иных условий аренды причалов, которые переходят в судебную плоскость, приводят к тому, что, юридические лица используют государственное имущество в отсутствие правоустанавливающих документов. И если в ходе проведения проверки устанавливается факт незаконного использования причалов, без разрешительных документов, в отношении юридического лица возбуждается административное производство по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ.

Объектом названного правонарушения является порядок распоряжения и пользования объектом нежилого фонда, находящимся в государственной собственности. Из анализа объекта и объективной стороны состава этого административного правонарушения следует, что обязанность по надлежащему оформлению документов возлагается на лицо, использующее находящийся в федеральной собственности объект нежилого фонда (см. судебную практику [11]).

Использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Однако самая жесткая санкция, которая может быть применена при возникших спорных отношениях, это истребование имущества из незаконного владения (статья 301 ГК РФ). Одними из основных элементов производственной работы морского порта, необходимых для погрузоразгрузочных работ, являются причалы, через причалы осуществляется обслуживание судов. Изъятие причалов приводит к приостановке деятельности морского порта и может повлечь за собой экономические и социальные риски.

Таким образом, длительная процедура оформления документов для удовлетворения заявки на аренду причалов представляет собой проблему, способную привести к изъятию причала, закрепленного за ФГУП "Росморпорт".

Ссылки

[1] Оригинал статьи "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАХОДЯЩЕГОСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИМУЩЕСТВА – ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ (ПРИЧАЛОВ) И НАСТУПЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ доступен на сайте национальной электронной библиотеки Elibrary.ru.

[2] По состоянию на 01.04.2020 в аренде у организаций и индивидуальных предпринимателей находится 834 объекта недвижимости ФГУП «Росморпорт».

[3] Создано на основании ст. 4 Постановлением Правительства РФ от 25.09.2002 № 705 "О совершенствовании системы государственного управления морскими портами".

[4] Пункт 13 ст.31 ФЗ "О морских портах". Приказ Министерства транспорта РФ от 20 октября 2017 г. N 454 "Об утверждении критериев неразрывной связи находящихся в государственной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов инфраструктуры морского порта со смежным объектом инфраструктуры морского порта…»).

[5] Пункт 7 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче заключений о наличии неразрывной связи (Приказ Минтранса России от 09.07.2012 N206 "Об утверждении Административного регламента...").
Update - Приказ N 206 фактически утратил силу в связи с изданием обновленного документа - Приказа Росморречфлота от 11.11.2020 N 114, утвердившего новый Административный регламент.

[6] Решение Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-10818/2019.

[7] Решения Арбитражного суда Приморского края по делам №№ А51-22665/2015, А51-14007/2015.

[8] Журнал "Морские порты" № 8 (129) 2014 стр. 40-44.

[9] Решения Арбитражного суда Приморского края, Решение Арбитражного суда Хабаровского края по делу А51-26733/2016.

[10] Статья 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ.

[11] Решения Арбитражного суда Приморского края по делам №№ А51-50/2019, А51-5200/2019, № А51-1792/2019.

Об авторе

Ирина Борисовна Зуева

Аспирант сектора АПАП
Институт государства и права РАН
Е-mail: zueva_irina44@mail.ru

Краткая аннотация

Рассмотрены вопросы правового регулирования использования государственной собственности гидротехнических сооружений – причалов в морском порту, возникающие проблемы прохождения процедуры оформления аренды на причалы, наступление административной ответственности за незаконное использование государственной собственности

Ключевые слова

государственный контроль, аренда, гидротехнические сооружения – причалы, морской порт, административная ответственность

Аренда морских ГТС

Проблеме определения рыночно обоснованной ставки аренды за морские ГТС посвящено еще несколько материалов Компании. Смотреть....

Оспаривание ставки аренды за морские ГТС

Производство судебной оценочной экспертизы в рамках дела №А51- 32142/2014 по иску ФГУП "Нацрыбресурсы" к ОАО "Находкинский МРП"