Оценка бизнеса - сложная дисциплина, требующая от оценщиков комплекса знаний в области бухучета, финансового и налогового менеджмента, корпоративного права, опирающегося на понимание технологических особенностей сектора экономики, в котором работает оцениваемое предприятие

Над чем работает оценщик бизнеса?

Выражения "оценка бизнеса", "оценка предприятия", "оценка акций", "оценка ценных бумаг" и т.п. часто используют как оценщики, так и их клиенты. Между тем, если задать сравнительно простой вопрос: "Что оценивает оценщик бизнеса в перечисленных выше ситуациях?", то, скорее всего, ответов будет столько же, сколько и интервьюируемых, а возможно и больше.

Однако, точное определение того, что именно оценивается в каждом конкретном случае "оценки бизнеса", является критически важным начальным шагом процедуры оценки.

Условная схема баланса

Общая структура ИЭММ

Облегчить взаимопонимание клиента и оценщика поможет приведенная слева упрощенная схема условного баланса компании (для простоты исключены Current Liabilities - текущие обязательства), с указанием основных уровней стоимости, определяемых оценщиком, и возможных объектов оценки.

Пунктиром "подсвечены" элементы в активах и обязательствах компании, способные вызвать отдельный интерес в процессах реструктуризации обязательств и/или капитала компании и/или требующие отдельного подхода к оценке (привилегированные акции в текущем контексте мы рассматриваем как специфичный вид обязательств компании).

В большинстве случаев клиента интересует стоимость 100%-го контроля над компанией (Value of Control Shares - позиция I на схеме). Этот же уровень является исходной точкой для перехода к рыночной стоимости доли (пакета акций) в капитале открытой компании, и, далее, к рыночной стоимости доли (пакета акций) с ограниченной ликвидностью в капитале закрытой компании (См. подробнее...).

Уровень I-a на схеме (Market Value of Equity) представляет собой рыночную стоимость собственного капитала без стоимости контроля, фактически - обычную рыночную капитализацию (произведение рыночной стоимости одной акции компании на число акций в обращении). Данный уровень стоимости может использоваться оценщиком в промежуточных расчетах (в частности в рамках Market Approach), но как итоговая самостоятельная величина редко интересует клиентов при обращении к оценщикам.

Уровень II на схеме представляет собой рыночную стоимость всего инвестированного капитала (Market Value of Invested Capital) или т.н. "Стоимость предприятия/бизнеса" (Enterprise Value) . Оба термина практически идентичны и равноправно применяются для обозначения рыночной стоимости всего бизнеса (есть отдельные непринципиальные различия, отражающие специфику оценочной и банковской сфер).

Последний термин (стоимость предприятия/бизнеса) широко применяется в российской практике, однако в большинстве случаев оценки, по очевидной причине, клиентов мало интересует, поскольку отражает стоимость предприятия суммарно для двух групп лиц, вложивших средства в бизнес – кредиторов и собственников. Вместе с тем, если речь идет о реструктуризации бизнеса, например, предполагается конвертировать длинные долги в долю в капитале (акции), данный уровень стоимости определяется и используется оценщиком в дальнейшем анализе.

Прочие объекты оценки, представленные на схеме в условном балансе и обозначенные блоками III-VI, в большинстве случаев представляют отдельный интерес для потенциальных клиентов. Нередко это не собственники бизнеса, в балансе которого отражены данные активы, а сторонние лица или кредиторы. С точки зрения оценщика бизнеса – зачастую это более простые объекты оценки, не требующие полного применения инструментария оценки бизнеса.

В каких ситуациях необходима оценка бизнеса?

Обобщенный перечень ситуаций, в которых может возникнуть потребность в оценке бизнеса:

  • Для проведения операций:
    • продажа/покупка компаний,
    • объединение компаний,
    • выпуск акций (определение цены размещения акции в рамках первичной и дополнительной эмиссий),
  • Для принятия управленческих решений:
    • оценка эффективности управления (анализ динамики изменения стоимости компании),
    • выбор стратегических решений, обеспечивающих максимизацию стоимости компании,
    • анализ и выбор оптимальных решений в ходе реструктуризации компании,
  • Разрешение правовых и налоговых вопросов:
    • раздел имущества партнеров (супругов),
    • оценка наследства (для целей налогообложение),
    • оценка даримого имущества (акции, доли в капитале),
    • оценка ущерба (для страховых компаний),
    • оценка залога (для банков),

Первые два блока ситуаций достаточно широко представлены в российской практике. Последний блок ситуаций применительно к оценке бизнеса встречается относительно редко, в сравнении с оценкой, например, недвижимости.

Подходы к оценке бизнеса

Профессиональная оценка признает применение трех общих подходов к оценке бизнеса:

  • Доходный подход (The Income Approach);
  • Рыночный подход (The Market Approach);
  • Затратный подход (The Asset Approach);

В зависимости от обстоятельств и фактов, определяющих специфику конкретного бизнеса, для его оценки может использоваться единственный подход или комбинация двух и/или трех подходов.

При сопоставлении ценности результатов, полученных тремя разными подходами, стоит обратить внимание на следующие особенности cтоимости, полученной в рамках Доходного подхода (на основе дисконтированного денежного потока):

  • Очевидно, что принятие правильного решения первым лицом и/или владельцем бизнеса практически невозможно без обладания всей полнотой информации. Вместе с тем, ни один другой показатель результатов деятельности бизнеса не содержит столь полной информации как стоимость.
  • Чтобы понимать, как генерируется стоимость, необходимо:
    • мыслить долгосрочными категориями,
    • управлять денежными потоками, относящимися как к счету прибылей и убытков, так и к балансу,
    • уметь сравнивать между собой денежные потоки за различные периоды времени с поправкой на соответствующий риск.
  • Опираясь на применение показателя стоимость, CEO и/или акционеры компании принимают более взвешенные решения и идут на более обоснованные компромиссы, независимо от социальных/экономических условий или главной цели бизнеса/проекта.
  • Стоимость как наилучший экономический показатель позволяет достигать более ясных и точных компромиссов, поскольку требование любого участника поддаётся стоимостной оценке.
  • Анализ стоимости позволяет выявить реальные компромиссы между разными рыночными субъектами, связанными с компанией - потребителями, поставщиками, кредиторами, работниками, государством, акционерами.

Наконец, стоит обратить внимание и на следующее обстоятельство. Ключевые игроки рынка ценных бумаг дают рекомендации своим клиентам "покупать/продавать/держать" именно на основе сопоставления текущей котировки ценной бумаги и ее стоимости, полученной в модели дисконтированных денежных потоков (ИЭММ), построенной, пусть и в несколько упрощенном виде, под конкретную компанию-эмитент.

Скидки и премии

Скидки и премии имеют особую значимость в оценке бизнеса, поскольку в большинстве случаев существенно влияют на итоговую стоимость пакета акций и/или доли в капитале оцениваемой компании.

Нередко именно уровни скидок и премий оказываются наиболее дискутируемой темой при обсуждении итогов оценки.

Из-за существенного влияния скидок и премий на итоговую сумму, в которую оценивается акция или доля в капитале, важно привлечь квалифицированного специалиста, который досконально разбирается и сможет легко объяснить любые скидки или премии, принимаемые в оценке бизнеса.

Entity-Level versus Shareholder-Level Discounts

Существуют две основные категории скидок и премий: на уровне капитала компании и на уровне акционеров. Скидки на уровне капитала компании действуют на бизнес в целом, независимо от индивидуальных характеристик пакетов акций или долей в капитале (уровень акционеров). Примеры скидок этого типа – скидка на ключевое лицо, скидки на известную или потенциальную экологическую ответственность, скидка на учет судебных разбирательств оцениваемого бизнеса.

Скидки на уровне капитала компании применяются до учета скидок на уровне акционеров. Кроме того, в профессиональной среде скидки на уровне капитала компании предпочитают определять на основе сценарного анализа ИЭММ (моделирования сценариев денежного потока, учитывающих те или иные ограничения).

Minority and Marketability Discounts

Справедливая (рыночная) стоимость доли неконтролирующих (миноритарных) акционеров в бизнесе, как правило, несколько меньше, чем их пропорциональная доля в капитале компании в целом. Это объясняется тем, что миноритарный акционер не контролирует важные управленческие решения, например, дивиденды, компенсации, политику компании, продажи или ликвидацию бизнеса.

Соответственно, при оценке миноритарного пакета акций (доли в капитале) обычно применяется скидка на отсутствие контроля (неспособность эффективно повлиять на формирование и распределение финансового потока, доступного акционерам) со стороны этого миноритарного акционера.

Долю миноритарных акционеров сложнее (в сравнении с контрольной долей) продать. Вследствие этого обстоятельства, стоимость миноритарного пакета (доли в капитале) дополнительно редуцируется на недостаточную ликвидность. Обе скидки (Minority and Marketability) суммарно могут составить до 50% и более от исходной стоимости капитала компании на уровне контроля.

Наиболее эффективный этап включения экспертов Компании в проектную группу

Привлечение консультанта на ранних этапах продвижения проекта позволяет минимизировать риски, заранее предусмотреть меры, компенсирующие возможные изменения условий реализации этого проекта (См. схему).

Стоимость работ по оценке

Тарифы на выполнение работ по оценке, рекомендованные Приморским региональным отделением РОО.