Задание на оценку

Определение задания на оценку представляет собой логическое начало процесса оценки бизнеса, фокусируя внимание на всех соображениях, касающихся предстоящей работы по оценке и усилиях, которые должны быть предприняты оценщиком.

Рекомендуемый состав базовых элементов задания на оценку бизнеса в классической школе оценки, предлагаемый, например, в известной книге Valuing a Business: The Analysis and Appraisal of Closely Held Companies (by Shannon P.Pratt and others), включает в себя следующие элементы:

  • Name of the client and of the appraiser.
  • Definition of the legal interest or interests to be appraised.
  • Date or dates of the valuation (the date as of which the appraiser's opinion of value applies).
  • Purpose or purposes of the appraisal (the use to which the valuation exercise is expected to be put).
  • Applicable standard (or definition) of value.
  • Going-concern versus liquidation premise of value.
  • Description of the specific ownership characteristics:
    • Size of interest relative to total.
    • Degree of marketability (e.g., public, private, and related matters).
  • Form and extent of a written and/or oral report.
  • Special requirements, limitation, or special instructions for the professional appraiser.

Набор элементов задания на оценку бизнеса в российской практике оценки устанавливается Федеральными Стандартами Оценки: "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО-1) " и "Оценка бизнеса (ФСО-8)". В частности, ФСО-1 перечисляет следующие элементы задания на оценку (общие для всех видов оценки):

  • Объект оценки.
  • Права на объект оценки, учитываемые при определении стоимости объекта оценки.
  • Цель оценки.
  • Предполагаемое использование результатов оценки.
  • Вид стоимости.
  • Дата оценки.
  • Допущения, на которых должна основываться оценка.

Специальный стандарт по оценке бизнеса ФСО-8 уточняет исходный перечень элементов задания на оценку:

  • Данные об объекте оценки, в частности:
    • при оценке акций – количество, категория (тип), номер и дата государственной регистрации выпуска акций;
    • при оценке доли в уставном (складочном) капитале организации – размер оцениваемой доли;
    • при оценке пая в паевом фонде производственного кооператива – размер оцениваемого пая, количество паев;
    • при оценке имущественного комплекса организации – описание его состава.
  • Полное и сокращенное фирменное наименование организации (включая организационно-правовую форму), акции, паи в паевом фонде, доли в уставном (складочном) капитале, имущественный комплекс которой оцениваются (далее также – организация, ведущая бизнес), а также ее место нахождения, основной государственный регистрационный номер (ОГРН).

В целом, оба варианта задания на оценку - классический и российский, весьма близки. Отметим, что в классической школе оценки подчеркивается важность степени ликвидности оцениваемого актива (акции, доли). Как было отмечено в общем обзоре, это обстоятельство может значительно повлиять на итоговую стоимость объекта оценки.

Потенциальному клиенту важно донести до оценщика собственное видение того, каким образом планируемая работа по оценке может содействовать решению проблемы клиента. Взаимное понимание всех обстоятельств ситуации позволит оценщику и клиенту точнее сформулировать задание на оценку, возможные ограничения и допущения, связанные с этой работой.

Завершая данный раздел, подчеркнем еще раз - определение задания на оценку представляет собой первый, критически важный, шаг в процессе оценки бизнеса.

Исходный набор информации для оценки бизнеса

Процесс работы оценщика бизнеса предполагает несколько базовых шагов, среди которых на начальном этапе можно выделить следующие:

  • Ознакомление с технологическими особенностями оцениваемого бизнеса.
  • Сбор, систематизация и предварительный анализ исходной информации для формирования массива данных, используемых далее непосредственно в одном или нескольких оценочных подходах.

Знание технологических аспектов оцениваемого бизнеса необходимо не для удовлетворения праздного любопытства оценщика – эта информация используется для подготовки и детализации ИЭММ, обеспечивающей сценарный анализ дисконтированного CF конкретного бизнеса с учетом всех его особенностей и специфики.

Поверхностное представление оценщика о технологии "генерации кэша" в оцениваемой компании практически гарантированно приведет к досадным ошибкам и проблемам на этапе выполнения Доходного подхода (The Income Approach). В свою очередь, это обусловит нивелирование ценности полученного результата и, не исключено, сделает работу оценщика вообще бесполезной для клиента.

В процессе работы оценщику бизнеса предстоит проанализировать значительный объем исходной информации, как об оцениваемом бизнесе, так и его экономическом, налоговом, социальном и прочем внешнем окружении.

Довольно обширный набор исходной информации можно сгруппировать в несколько блоков:

  • Финансово-экономическая информация о компании.
  • Целевой рынок и производственная деятельность компании.
  • Инвестиционная деятельность компании.
  • Акционерный капитал.
  • История, органы управления, персонал.
  • Перспективы развития рынка.

Формат представления информации может варьироваться от ситуации к ситуации, но чаще всего финансовая информация и информация по акционерному капиталу предоставляется либо в бумажном виде, либо в электронном формате. В отношении данного блока исходной информации необходимо принимать во внимание характер выполняемой оценки – для формализованных законодательством случаев или для управленческих решений. В первом случае без бумажных документов, подписанных ответственными лицами клиента, не обойтись.

Прочая информация, в частности касательно экономического окружения, технологических особенностей оцениваемого бизнеса, планов развития и т.д. может быть получена оценщиком в различной форме (в том числе, и в виде устных комментариев) в ходе посещений предприятия, обсуждения задачи/цели оценки, либо в ходе отдельных встреч с представителями соответствующих служб клиента.

Информация общего экономического характера собирается и анализируется оценщиком, как правило, вне рамок конкретного задания на оценку. Включение этой информации в состав отчета (разделы Обзор экономики, Обзор целевого сектора экономики) имеет вполне прагматичный характер – общий экономический фон и ситуация в секторе, в рамках которого работает оцениваемый бизнес, определяет вполне конкретный набор переменных, используемых профессиональными оценщиками для формирования фонового сценария в ИЭММ.

Часть информации такого рода может использоваться в эконометрических моделях, дополняющих разрабатываемую ИЭММ, для, например, сценарного анализа объема целевого рынка оцениваемой компании, т.е. для оценки возможностей генерации денежного потока этой компанией в той или иной ситуации. Такой комплексный подход в большей степени используется для оценки бизнеса в рамках стратегического анализа или в ходе анализа опций по реструктуризации. Не исключено применение комплексного подхода и в оценке бизнеса в рамках анализа сделок слияний/поглощения (M&A).

Типовой вопросник к оценке бизнеса (v2014)

Наиболее эффективный этап включения экспертов Компании в проектную группу

Привлечение консультанта на ранних этапах продвижения проекта позволяет минимизировать риски, заранее предусмотреть меры, компенсирующие возможные изменения условий реализации этого проекта (См. схему).