Антимонопольный процесс ВМТП
Транспортный сектор | 2005

Анализ и оценка конкурентной среды ОАО "ВМТП" на товарном рынке услуг по перевалке грузов.

Анализ правомерности применения норм антимонопольного права к ОАО "ВМТП"

В 2005 году, в связи с подготовкой заявления в ФСТ России об исключении ОАО "ВМТП" из Реестра субъектов естественных монополий, порт, в лице юридической службы, обратился к Компании с предложением выполнить анализ и оценку конкурентной среды на товарном рынке услуг по перевалке грузов на морском транспорте.

В рамках поставленной задачи основной целью Компании являлось определение правомерности применения к деятельности ОАО "Владивостокский морской торговый порт" норм антимонопольного права, регулирующих, в частности, уровень тарифов на услуги порта по транспортной обработке грузов.

В рамках выполнения работы Компанией был проведен анализ конкурентной среды, в которой осуществляет свою деятельность ОАО "ВМТП", в соответствии с требованиями Приказа ГКАП РФ от 20.12.1996 №169 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках".

В частности, были установлены географические границы целевого товарного рынка на основе анализа дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю. Данный анализ был основан на таможенной статистике по перевалке грузов в портах юга Приморья и Хабаровского края глубиной 3 года, позволяющей выявить типичные виды грузов, конкретных отправителей, станции отправления и доставки (фактически – порты перевалки).

Подготовленный специалистами Компании на основе таможенной статистики информационный массив позволил сопоставить уровни ж/д тарифов на доставку выделенных типичных видов грузов от станций отправителей до станций грузополучателей, в качестве которых фигурировало четырнадцать из двадцати девяти стивидорных компаний (портов) региона, отобранных в соответствии с установленными ГКАП РФ критериями.

Приказ об исключении порта из реестра монополистов
Изъятие из Реестра

По итогам работы, Компания подготовила Отчет по анализу и оценке конкурентной среды на товарном рынке услуг по перевалке грузов, который далее активно использовался Заказчиком в рамках дела А40-32725/09-94-133.

В августе 2009 года Арбитражный суд г. Москвы, в том числе с учетом результатов анализа конкурентной среды, представленной в отчете Компании, обязал ФСТ России исключить ОАО "ВМТП" из Реестра, в связи с чем был издан соответствующий приказ ведомства.

Кроме того, подготовленные Компанией материалы активно использовались третьими лицами в ходе развернувшихся дискуссий о госрегулировании тарифов на погрузку, разгрузку и хранение груза и предоставление причалов в российских морских портах.

В частности, на сайте ФАС России 21.12.2009 г. был размещен пресс-релиз, в котором отмечалось, что Федеральная антимонопольная служба, совместно с Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота и АССО-Инвест Консалтинг провела анализ рынков погрузо-разгрузочных работ на речном и морском транспорте и отметила высокий уровень конкуренции между стивидорными компаниями в портах.

Приказ о включении порта в реестр монополистов
Включение в Реестр

Развернувшиеся споры, в которые оказались вовлечены не только ОАО "ВМТП" и ФСТ России, но и ФАС России, профильные ведомства, стивидорные компании, ассоциация морских торговых портов и прочие лица, шли с переменным успехом.

В частности, в отношении ОАО "ВМТП", ФСТ России принимало два противоположных решения – об исключении из Реестра субъектов естественных монополий и обратном включении.

Тем не менее, инициированное ОАО "ВМТП" и поддержанное ФАС России дерегулирование погрузо-разгрузочных работ на морском и речном транспорте получило дальнейшее развитие: первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалов 04.12.2009 принял решение о реализации проекта отмены прямого ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по погрузке, разгрузке и хранению грузов в Большом порту Санкт-Петербург.

Постепенно идея дерегулирования накапливала потенциал – в ФСТ России обратились более 20-ти стивидоров из 10-ти портов с просьбой об отмене тарифного регулирования. Среди обратившихся были НМТП (Новороссийск), Global Ports, UCL Ports, Мурманский, Ванинский, Владивостокский МТП.

Наконец, в 2012 году процесс отмены тарифного регулирования услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов стивидорных компаний начал набирать ход – были опубликованы проекты соответствующих приказов для стивидоров портов Архангельск, Темрюк и Таганрог.

Несмотря на предложение Минтранса, портовые операторы не были исключены из Реестра субъектов естественных монополий – на этом настояла ФАС. Компании, как и раньше должны согласовывать все крупные сделки и предоставлять информацию о тарифах каждый квартал (30.01.2013 ВЕДОМОСТИ). Однако очевидно, что отмена ценового регулирования предоставила стивидорам возможность проводить более гибкую тарифную политику и оперативно реагировать на изменения конкурентной ситуации, что особенно актуально для сегмента контейнерной перевалки.

Наша команда в проекте
Сергей Остропольцев

Сергей Остропольцев

Директор Компании