ВКАД
Транспортный сектор | 2013

Анализ потенциала целевого рынка и оптимизация проектных решений ТЭО проекта ТЛК "Южный Приморский Терминал"

По данным Drewry Marine Research, перевалка контейнеров (включая пустые и трансшипмент) портами региона Far East c 1990 по 2012 года выросла более чем в 10 раз, с 22.95 млн. TEU до 245.29 млн. TEU.

Терминал ЮПТ в мозаике портов СВА
ЮПТ мозаике СВА

Бурное развитие контейнеропотоков в АТР в начале 2000-х годов на фоне скромных объемов перевалки в портах Дальнего Востока и, в частности, южного Приморья, в немалой степени способствовало появлению и закреплению в местном информационном пространстве весьма упрощенных оценок транзитного потенциала Приморского края, как некоей целевой доли от общего объема соседнего контейнерного рынка Северо-Восточной Азии. В качестве примера можно, например, привести интервью 2011 года директора департамента промышленности и транспорта Приморского края, опубликованное крупным межрегиональным медиахолдингом PrimaMedia. [1]

Подобные оценки, возможно, допустимы в отвлеченной дискуссии. Однако применительно к оценке перспектив инвестиционного проекта, тем более предполагающего масштабные инвестиции, совершенно очевидно - категорически неприемлемы.

Общая схема ТЛК ЮПТ
Общая схема ТЛК ЮПТ

Именно по этой причине, получив ТЭО проекта, подготовленное локальным проектным институтом, в котором перспективный транзитный контейнеропоток китайского направления определялся по "формуле" - "свыше 1% от рынка стран СВА" и подкреплялся выдержкой из указанного выше интервью, партнеры ООО "Инком ДВ" приняли решение выполнить детальный анализ потенциала целевого рынка проекта и, при необходимости, внести изменения в исходные проектные решения. Однако практическое выполнение требуемого анализа целевого рынка усложнялось очевидной проблемой – грузовая база транзитных потоков МТК Приморье-1 и Приморье-2 формируется вне национальной территории Российской Федерации, и ее анализ требует особых компетенций от потенциального исполнителя.

Решением руководства ООО "Инком ДВ" к оценке потенциала целевого рынка и подготовке обновленного ТЭО инвестиций в проект ТЛК "Южный Приморский Терминал" были привлечены специалисты Компании, перед которыми были поставлены, среди прочих, следующие задачи:

  • установить структуру текущего баланса контейнеропотоков Приморья и оценить перспективы его изменения;
  • установить специфику формирования контейнеропотоков из Китая и обратно, и выявить те из них, которые потенциально могут быть переключены в том или ином объеме на МТК "Приморье-1" и Приморье-2";
  • дать оценку текущему китайскому транзитному потенциалу и перспективам его изменения на горизонте 2025-2030 г.г.;
  • подготовить предложения по оптимизации набора технологического оборудования и площадей терминала, представленных в исходном ТЭО, с учетом результатов анализа целевого рынка ТЛК и необходимости минимизации рисков инвесторов;
Укрупненная схема эконометрической модели
Укрупненная схема эконометрической модели

Для решения поставленных задач в части анализа контейнеропотоков АТР и СВА, специалистами Компании был получен и изучен значительный объем данных, в том числе от ведущих зарубежных консалтинговых компаний, специализирующихся на сборе и анализе первичной статистики морского сектора и экономической статистики Китая (Обобщенные результаты представлены здесь).

Для оценки потенциального объема контейнерного трафика через МТК Приморья специалистами Коипании была подготовлена эконометрическая модель, учитывающая широкий спектр факторов и связанных с ними ограничений и трендов.

Прогноз транзитного потенциала МТК Приморья, 2014-2025
Прогноз транзитного потенциала МТК Приморья, 2014-2025

С учетом полученных результатов анализа рынка возникла необходимость внести коррективы в исходные проектные решения, позволяющие согласовать ожидаемые контейнеропотоки и объемы инвестиций в проект, по сути – скорректировать масштаб проекта.

Для решения этой задачи специалисты Компании подготовили индивидуальную экономическую модель проекта (специфика ИЭММ рассматривается здесь), позволяющую на основании сценарного анализа (Подробнее о Сценарном анализе) согласовать набор технологического оборудования (и, соответственно, требуемые объемы инвестиций), технологические площади, пределы пропуска по отдельным технологическим фронтам терминала с ожидаемым контейнеропотоком через терминал.

В рамках сценарного анализа были также сформулированы предложения по условиям оптимального фазирования проекта, позволяющего избежать как избыточного финансирования на ранних этапах развития проекта, так и финансовых потерь из-за несоответствия мощности терминала и растущего контейнеропотока.

Наша команда в проекте
Сергей Остропольцев

Сергей Остропольцев

Директор Компании
Вячеслав Андреев

Вячеслав Андреев

Эксперт АССО ExpNet
Дмитрий Кулаков

Дмитрий Кулаков

Эксперт-оценщик

Технология длинных прогнозов рынка

на примере двух кейсов - ВМТП-2018 / Гонконг-2030

Проекты 1993-2014

Выборка по проектам Компании 1993-2014 г.г. (скачать или отправить ссылку)

Ссылки

[1] Владивосток, 31 октября 2011, PrimaMedia, "Наибольшие перспективы в развитии контейнерной логистики на юге Приморья - Игорь Хрущев".

- Важной перспективой развития логистики в Приморье является выход на контейнерный рынок Северо-востока Азии (СВА). Этот рынок является основной частью азиатского сегмента рынка АТР, его ориентировочные параметры - контейнерооборот порядка 150 млн TEU в год и объем контейнеропотоков свыше 100 млн TEU в год. Сегодня Приморья на этом рынке практически не видно. Барьер для видимого участия Приморья оценивается на уровне 3-4% рынка. Барьер основательного вхождения оценивается в 7-8%, что в масштабе контейнерооборотов составляет более 10 млн TEU/год.