PEST

Сценарный подход и стратегическое планирование

Стратегия или план развития, по сути, представляет собой некий набор действий – инициатив, которые компания предполагает осуществить для достижения поставленных целей. Каждая из инициатив способна в большей или меньшей степени повлиять на формат и объем генерации компанией CF. Кроме того, реализация отдельной инициативы или набора инициатив может происходить на фоне тех или иных изменений во внешнем экономическом (технологическом, социальном и т.п.) окружении компании.

Не исключено, что прогноз (сценарий), сформированный менеджментом компании на основе информации, собранной в рамках первого шага стратегического планирования (анализа ситуации), отражает наиболее вероятный вариант развития событий. Однако очевидно, что в большинстве случаев никто не может быть совершенно уверен в том, что этот прогноз отражает единственно возможный сценарий развития событий.

Сценарный анализ в стратегическом планировании

Сценарное моделирование в стратегическом планировании

Иными словами, компании необходимо рассмотреть некоторый спектр различных сценариев, охватывающих вероятный диапазон развития событий для того, чтобы обозначить крайности. Реальность, скорее всего, будет где-то посередине, и сценарный анализ позволяет сузить рамки вероятных исходов будущей деятельности.

В любом случае, подготовка для компании нескольких сценариев - всегда более прагматичный, и реально работающий вариант, нежели попытка составить единственный "наиболее осуществимый" прогноз. Кроме того, сценарное моделирование позволяет CEO мысленно побывать в будущем и подготовится к решению вопросов, с которыми он столкнется в том или ином сценарии.

Технически сценарный анализ выполняется на основе ИЭММ, подготовленной в рамках анализа текущей ситуации. Сопоставление тех или иных инициатив в различных сценарных условиях осуществляется на основе итогового результата – стоимости бизнеса компании.

Почему стоимость? Стоимость (дисконтированный денежный поток) – лучшая мера результатов деятельности потому, что её оценка требует наиболее полной информации. Более подробно преимущества стоимости, как критерия оценки, представлены здесь.

По факту, сценарный анализ позволяет оценить эффективность каждой конкретной инициативы в различных сценарных условиях внешнего окружения. Соответственно, менеджмент компании получает возможность сформировать наиболее эффективный набор инициатив под некий диапазон изменений внешнего экономического окружения.

Одновременно, на "запасном пути" компании формируется набор инициатив №2 (№3..№N), ориентированный на некий отличный сценарий развития событий. Если события будут разворачиваться по измененному сценарию, менеджмент компании способен оперативно ввести в действие план "Б", основанный на наборе инициатив №2-№N.

Стратегические опции - анализ и отбор

Анализ и отбор стратегических инициатив (проектных опций) - типичная задача СЕО в рамках разработки стратегии компании. Представляемый набор слайдов раскрывает специфику и особенности этой работы руководителя.

Технология длинных прогнозов рынка

на примере двух кейсов - ВМТП-2018 / Гонконг-2030