В распоряжении специалиста, занимающегося стратегическим планированием, имеется эффективный инструментарий – SWOT анализ, PEST/PESTEL анализ, инструментарий оценки возможности структурной перестройки компании и ряд иных.

SWOT анализ

SWOT Анализ представляет собой наиболее часто упоминаемый и используемый в процессе стратегического планирования инструмент качественного анализа. Его можно представить как схему сбора и отражения информации о внутренних и внешних факторах, которые уже имеют или потенциально могут иметь влияние на бизнес.

Аббревиатура SWOT расшифровывается следующим образом:

  • Strengths - Сильные стороны компании: факторы, которые дают преимущества компании перед конкурентами.
  • Weaknesses - Слабые стороны компании: факторы, которые могут ослабить позиции компании в сравнении с конкурентами.
  • Opportunities – Возможности внешней среды: благоприятные факторы, которые способствуют усилению или созданию конкурентных преимуществ компании.
  • Threats – Угрозы внешней среды: неблагоприятные факторы, которые могут негативно повлиять на бизнес.

Стандартная матрица SWOT анализа

Типовая матрица SWOT анализа

Сильные и слабые стороны компании представляют собой управляемые факторы, т.е. они в той или иной мере контролируются, или могут быть поставлены под контроль, менеджментом компании.

Возможности и угрозы являются внешними факторами, и компания может только предвидеть и реагировать на них.

В целом, SWOT анализ, благодаря своей простоте и способности выявить ключевые факторы, влияющие на компанию, является широко признанным инструментом, по сути – своего рода отраслевым стандартом.

Преимущества и недостатки SWOT анализа

SWOT анализ, как инструмент, имеет следующие основные преимущества:

  • прост и практичен в использовании;
  • интуитивно понятен;
  • фокусируется на ключевых внутренних и внешних факторах, влияющих на компанию;
  • способствует идентификации будущих целей компании;
  • инициирует дальнейший анализ;

В тоже время, SWOT анализ имеет и ограничения. В частности, в качестве основных недостатков указываются следующие:

  • избыточные перечни сильных и слабых сторон, возможностей и угроз;
  • не учитывается аспект приоритетности;
  • описание факторов может быть чрезмерно широким, неконкретным;
  • в качестве факторов часто указываются мнения, но не факты;
  • отсутствует методология четкого разделения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз;

Особенности выполнения SWOT анализа

Отдельные сильные или слабые стороны могут быть выявлены достаточно быстро без глубокого анализа компании. Однако в большинстве случаев процесс лучше формализовать и последовательно изучить следующие элементы компании:

  • ресурсы: земля, оборудование, знания, бренд, интеллектуальная собственность и др.;
  • ключевые компетенции;
  • возможности производства и производительность;
  • функциональные возможности: менеджмент, управление производством, маркетинг, финансы, человеческие ресурсы и НИОКР;
  • организационная культура;
  • паттерн цепочки создания стоимости;

Возможности и угрозы - это внешние неконтролируемые факторы, которые обычно появляются или возникают из-за изменения макросреды, отрасли или действия конкурентов. Формализовать анализ внешней среды можно на основе PEST анализа, кратко рассматриваемого ниже.

Некоторые ограничения SWOT анализа могут быть сняты или существенно ограничены, если процедура осуществляется с учетом следующих рекомендаций:

  • факторы должны определяться по отношению к конкурентам (снижает неопределенность выбора – фактор-слабость или фактор-сила);
  • перечень позиций в каждой категории желательно ограничить (3-5 элементов);
  • описание фактора должно быть максимально конкретным и по возможности иметь количественную характеристику;
  • формируя перечень факторов, необходимо опираться на факты, а не на мнения (привлечение внешней информации способно обеспечить непредвзятый характер подбора фактора);
  • описание фактора должно иметь практическую направленность;

С интересными примерами SWOT анализа для известных мировых компаний можно познакомиться на сайте Strategic Management Insight.

Цель выполнения SWOT анализа

Результаты SWOT анализа используются для выработки нескольких вариантов стратегии компании, каждый из которых формируется неким набором инициатив (мероприятий).

Как правило, анализируется возможность подготовки и реализации стратегии по четырем направлениям, т.н. матрица стратегий SWOT-анализа:

  • SO - Использование сильных сторон компании для получения отдачи от открывающихся возможностей.
  • WO - преодоление слабых сторон компании за счет открывающихся возможностей.
  • ST - преодоление (нейтрализация) угроз внешней среды опираясь на сильные стороны компании.
  • WT – нейтрализация слабых сторон компании для предотвращения ущерба от потенциальной угрозы внешней среды.

Как было отмечено ранее, итоговая результативность SWOT анализа обеспечивается завершающим сценарным анализом, в рамках которого на основе подготовленной ИЭММ оценивается каждая предлагаемая инициатива варианта стратегии, ее влияние на стоимость компании.

PEST/PESTEL анализ

Фактически, PEST анализ представляет собой один из блоков SWOT анализа, нацеленный на изучение макроэкономического окружения компании.

Внешнее окружение компании

Внешнее окружение компании

PEST анализ - это анализ политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) факторов внешней среды компании, которые могут повлиять на ее деятельность и способность к генерации CF.

PEST анализ - это наиболее общая версия анализа из всех созданных. В целом, это весьма гибкий инструмент, так как новые компоненты могут быть в него легко добавлены для того, чтобы сосредоточиться на той или иной составляющей внешнего окружения компании.

Например, дополнение PEST анализа изучением факторов окружающей среды (Environmental) и юридического/законодательного (Legal) поля образует PESTEL анализ.

Среди прочих вариантов PEST анализа можно отметить следующие:

  • STEP = тот же PEST, но в ином формате аббревиатуры.
  • PESTEL = PEST + Environmental + Legal.
  • PESTELI = PESTEL + Industry analysis (+ анализ целевого сектора).
  • STEEP = PEST + Ethical (+ этические аспекты бизнеса).
  • SLEPT = PEST + Legal (+ анализ законодательного поля).
  • STEEPLE = PEST + Environmental + Legal + Ethical (+ окружающая среда + законодательное поле + этические аспекты).
  • STEEPLED = STEEPLE + Demographic (+ демография).
  • PESTLIED = PEST + Legal + International + Environmental + Demographic (законодательное поле + международный аспект + окружающая среда + демография).
  • LONGPEST = Local + National + Global factors + PEST (локальный аспект/рынок + национальный аспект/рынок + глобальный аспект/рынок).

Для выполнения PEST анализа (в любом варианте) проектная команда должна собрать как можно больше релевантной информации о внешнем окружении компании. Значительный объем информации для PEST анализа находится сравнительно легко, быстро и с небольшими затратами.

Типовые наборы вопросов по отдельным элементам внешнего окружения компании представлены ниже.

Экономические факторы

Стандартный набор вопросов касательно экономического окружения компании включает в себя:

  • темпы роста сектора и экономики в целом;
  • уровень инфляции;
  • процентные ставки;
  • курсы валют;
  • тенденции безработицы;
  • расходы на оплату труда;
  • стадия бизнес-цикла сектора;
  • доступность кредитных ресурсов;
  • формат и особенности торговых потоков;
  • уровень располагаемого дохода потребителей;
  • денежно-кредитная политика;
  • налоговая политика;
  • колебания цен;
  • тенденции на рынке ценных бумаг

Технологические факторы

Стандартный набор вопросов касательно технологических трендов в целевом секторе и экономике включает в себя:

  • степень развития базовой инфраструктуры;
  • темп технологических изменений;
  • расходы на исследования и разработки;
  • формат стимулирования технологического обновления;
  • законодательство в отношении технологий;
  • уровень технологии в вашей отрасли;
  • коммуникационная инфраструктура;
  • доступ к новейшей технологии;
  • интернет-инфраструктура, степень проникновения;

Социокультурные факторы

Стандартный набор вопросов касательно социокультурных факторов внешнего окружения компании включает в себя:

  • уровень образования;
  • отношение к импортируемым товарам и услугам;
  • отношение к труду, досугу, карьере, выходу на пенсию;
  • требовательность к качеству продукции и обслуживанию клиентов;
  • приверженность к сбережению и инвестированию;
  • требовательность к безопасности;
  • образ жизни;
  • паттерн привычек в сфере покупок;
  • религия и верования;
  • отношение к “зеленой” или экологической продукции;
  • отношение к идеям возобновляемых источников энергии;
  • социальные расслоение, классы;
  • размер и структура семьи;
  • меньшинства;

Политические факторы

Стандартный набор вопросов касательно политических факторов внешнего окружения компании включает в себя:

  • степень/ вероятность регулирования сектора / дерегулирования;
  • контроль над торговлей;
  • регулирование импорта (качество и количество);
  • регулирование тарифов;
  • регулирование конкуренции;
  • степень вовлеченности государства в торговые союзы и соглашения;
  • экологическое законодательство;
  • антимонопольное законодательство;
  • защита авторских прав, патентов / прав на интеллектуальную собственность;
  • защита прав потребителей и е-коммерции;
  • трудовое право;
  • законодательство в сфере здоровья и безопасности;
  • законодательство по защите данных;
  • законодательство, регулирующее загрязнение окружающей среды;

Выявление возможностей и угроз

Собранная и структурированная информация должна быть оценена. Среди выявленного множества факторов динамично изменяющейся внешней среды далеко не все влияют или могут повлиять на компанию.

Соответственно, важно определить, какие именно факторы в исходном массиве информации представляют собой возможности или угрозы для компании и именно их включить в итоговую матрицу PEST анализа.

Анализ возможности структурной перестройки компании

Блок находится в стадии подготовки к публикации

В подготовке

Мы работаем над данным блоком на нашем сайте и планируем в скором времени разместить здесь актуальную информацию.

Если данный раздел представляет для Вас особенный интерес в силу тех или иных обстоятельств, и Вы считаете необходимым сообщить нам об этом, пожалуйста, воспользуйтесь кнопкой обратной связи в правой колонке страницы.

Благодарим за понимание!

Наиболее эффективный этап включения экспертов Компании в проектную группу

Привлечение консультанта на ранних этапах продвижения проекта позволяет минимизировать риски, заранее предусмотреть меры, компенсирующие возможные изменения условий реализации этого проекта (См. схему).