Текст статьи:
Экспорт угля в ДВ портах: что остается за кадром?

Развитие портов

Экспорт угля в ДВ портах: что остается за кадром?

Октябрь 2018

На прошедшем ВЭФ-2018 были обозначены перспективы роста портовых мощностей ДВ России по перевалке угля на 100 млн. тонн к 2024 году, при том, что в настоящее время на Дальнем Востоке уже работает 18 угольных терминалов (только три из них являются специализированными). Поскольку тема грузовой базы под эти проекты на пленарных сессиях ВЭФ-2018 не получила должного освещения, представляется целесообразным дополнить тему развития портовых мощностей ДВ небольшим обзором целевого рынка важного российского экспортного груза в регионе.

География поставок российского угля на экспорт

Российский уголь поставляется не только в АТР, фактическая география поставок гораздо шире – это более 60 стран мира.

Структура экспорта по направлениям, 2017
Структура экспорта по направлениям, 2017

По данным ОАО "РЖД", по итогам 2017 года [1] немногим более половины экспорта российского угля – 55.5%, пришлось на западное направление. При этом объемы отправки через морские порты и пограничные переходы на западном направлении примерно сопоставимы – 55.9% и 44.1% соответственно.

В отличие от западного, на восточном направлении основную тяжесть по экспорту угля несут морские порты, доля которых составила 83.3%, в то время как на погранпереходы пришлось всего 16.7%.

Топ-5 покупателей российского угля, 2015-2017
Топ-5 покупателей российского угля, 2015-2017

По данным портала ФТС (Таможенная статистика внешней торговли), наиболее крупными покупателями российского угля на текущий момент являются пять стран - Южная Корея, Китай, Япония, Турция и Великобритания, на долю которых приходится около половины общего объема поставок.

Кроме указанных трех стран АТР, в этом регионе покупателями российского угля являются Тайвань, Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Филиппины. Кроме того, через порты ДВ бассейна уголь также поставляется в Индию и Шри-Ланку. [2]

Несмотря на значительно более затратную логистику поставки угля до морских портов, в сравнении с основными конкурентами – Индонезией и Австралией, экспорт российского угля в АТР продолжает расти – если по итогам 2013 экспорт через морские порты ДВ бассейна составил 54 млн. т, то по итогам 2017 – уже 78 млн. т. [6]

Мировой угольный рынок

Общая картина изменений на мировом рынке угля на горизонте 1992-2017 представлена на графике от BP Statistical Review of World Energy.

Потребление угля по регионам мира (mtoe)
Потребление угля по регионам мира (mtoe)

Как видно из представленного графика, примерно с 2001 года объем мирового рынка угля начал резкий рост за счет наращивания потребления странами АТР, главным образом, Китаем. На этом фоне потребление угля в Европе постепенно снижается. В частности, по данным BP, суммарное потребление угля в Европе за десятилетие 2007-2017 г.г. снизилось с 372.9 mtoe [4] до 296.4 mtoe (-21%).

В 2017 году мировой рынок угля, сокращавшийся с 2014 года, заметно вырос. Прирост составил 25 mtoe (1%), и был обеспечен главным образом за счет Индии (18 mtoe) и Китая, потребление которого немного подросло (+4 mtoe). Страны, входящие в ОЭСР, где большинство членов представляют Европейский регион, снизили потребление угля на 4 mtoe, при этом снижение продолжается уже 4-й год подряд.

Резкое наращивание потребления угля в АТР позволило российским поставщикам значительно нарастить свою долю на мировом рынке. В частности, в 2001 году, перед началом роста рынка АТР, доля России на мировом рынке поставки угля составляла 6.1%, однако по итогам 2017 года эта доля достигла уже 14.5%. Это позволило России войти в Топ-3 мировых поставщиков угля, занимая третье место после Индонезии (29%) и Австралии (28%). [5] При этом прогнозы российских отраслевых игроков предполагают, что доля России на мировом рынке в период до 2025 года еще немного подрастет до примерно 15.4-15.5%.

Угольный баланс импортеров российского угля в АТР

Добыча и потребление угля характеризуется высокой инерционностью, что позволяет рассматривать угольный баланс конкретной страны, как достаточно надежный показатель перспектив экспорта или импорта этого ресурса.

Дефицит угля - Китай, Южная Корея, Япония (mtoe, 2007-2017)
Дефицит угля - Китай, Южная Корея, Япония (2007-2017)

Статистика по собственной добыче угля и его потреблению, раскрывающая зависимость стран мира от импорта угля, публикуется в ежегодном сборнике BP Statistical Review of World Energy, что позволяет нам построить угольный баланс для основных импортеров российского угля в АТР – Китая, Южной Кореи и Японии.

Эти три страны являются чистыми импортерами угля уже достаточно продолжительное время. По данным BP, дефицит угля (разрыв между собственным производством и потреблением) по итогам 2017 года для Китая составил 145.4 mtoe, для Японии - 119.7 mtoe, Южной Кореи – 85.6 mtoe.

При этом обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Дефицит угля Японии и Кореи весьма стабилен и имеет тенденцию к незначительному росту, а динамика дефицита Китая отличается значительными амплитудами разнонаправленного движения. Учитывая, что Китай является крупнейшим потребителем угля (в 2017 году 51% мирового потребления), ситуация с балансом производства/потребления Китая является важным фактором, определяющим динамику цен на уголь.

Доля РФ в поставках угля в Китай, Японию, Ю. Корею (2017, %)
Структура поставок угля - Китай, Япония, Ю. Корея (2017, млн.т)

Значительное потребление ископаемого топлива в этих странах позволило России занять заметные рыночные доли на рынке поставки угля. По данным статистического департамента ООН, [6] в 2017 году доля России в поставках угля в Китай составила 11.6%, уступая Австралии (44.1%), Индонезии (24.5%) и Монголии (16.5%). В поставках угля на японский рынок Россия занимает третье место (9.7%), после Австралии (65.7%) и Индонезии (17.5%). Наиболее крупную долю рынка России удалось взять на угольном рынке Южной Кореи – 19.6%, опять же уступая Австралии (40.4%) и Индонезии (28.2%).

Дефицит угля - Вьетнам, Таиланд, Тайвань (mtoe, 2007-2017)
Дефицит угля - Вьетнам, Таиланд, Тайвань (mtoe, 
                            2007-2017)

Для российских экспортеров угля интерес представляют также страны АТР с потенциалом роста, обусловленным либо прекращением собственной добычи угля, либо переносом на территорию этих стран производственных мощностей из Китая и ростом энергопотребления. Среди таких стран можно отметить Тайвань, Малайзию, Вьетнам, Таиланд.

В частности, собственная добыча угля на Тайване была прекращена в 2001 году, а в Малайзии пик добычи угля был достигнут в 2012 году, после чего она стала активно снижаться. Данные BP Statistical Review of World Energy свидетельствуют, что в 2015 году потребление угля во Вьетнаме превысило возможности добычи собственного угля, и страна перешла в статус импортёра этого ископаемого топлива.

Ожидаемые перспективы на горизонте 2050

С 2014 года в большинстве районов мира, где добывается уголь, наблюдается сокращение потребления, при этом можно отметить, что в странах Евросоюза это сокращение началось с 2013 года. Вместе с тем, страны АТР представляют собой регион, где потребление угля продолжает расти.

Добыча угля в Китае - факт+прогноз (млн тонн, 1950-2050)
Добыча угля в Китае - факт+прогноз (млн тонн, 1950-2050)

Представленные выше данные свидетельствуют, что лучшие перспективы дальнейшего роста потребления угля имеют Япония, Китай и Республика Корея, что формирует устойчивые перспективы для экспортеров угля в эти страны, как в силу объемов, так и, в особенности для Китая, в силу ожидаемых перспектив падения объемов внутренней добычи.

В опубликованной в сентябре 2018 года 4-й части годового отчета World Energy [7] представлена оценка будущих перспектив мировой добычи угла, в том числе – для Китая. В соответствии с этим прогнозом (см. график выше), производство угля в Китае будет расти примерно до 2025 года с пиковой добычей на уровне 3,807 млн. тонн, после чего перейдет в фазу постоянного снижения с перспективой падения до уровня 1,968 млн. тонн в 2050 году.

Удельное потребление угля (тонн)
Удельное потребление угля (тонн)

В целом, по оценкам экспертов, [1] на горизонте до 2030 года потребность в импорте угля в Японии, Южной Корее и Китае может возрасти на 120–150 млн. т в год, что создает весьма существенную рыночную нишу и перспективы для российских экспортёров угля.

Кроме того, демографические перспективы стран региона, как и перспективы роста удельного потребления угля в связи с ростом экономик до уровней, демонстрируемых развитыми странами (см. график слева [7]), дают основания для предположения и о более длительной перспективе роста потребления угля в АТР.

Подводя промежуточный итог, можно отметить, что рынок угля в АТР имеет значительный масштаб, позволяя работать на нем трем крупнейшим в мире поставщикам ископаемого топлива – Австралии, Индонезии и России.

Перспективы добычи угля Австралии, Индонезии и России - 2018-2050 (млн. т)
Перспективы добычи угля Австралии, Индонезии и России - 2018-2050 (млн. т)

Для иллюстрации перспектив предложения угля на рынке АТР на горизонте до 2050 совместим три графика добычи угля, представленных в ежегодном обзоре World Coal 2018-2050: World Energy Annual Report (Part 4) - факт и прогноз до 2050 года [7], для указанных выше основных поставщиков топлива в регионе.

Приняв во внимание перспективы падения добычи собственного угля в Китае (см. график выше), являющемся крупнейшим и производителем и потребителем угля в мире, можно утверждать, что стратегия расширения производственных мощностей по перевалке угля в российских морских портах на ДВ бассейне представляется обоснованной, как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе.

Источники

[1] Источник: ЦДУ ТЭК, 27.09.2018, Уголь России и мира: производство, потребление, экспорт, импорт.

[2] СУЭК (Сибирская Угольная Энергетическая Компания), Презентация для инвесторов – "Масштаб и ответственность", сентябрь 2017.

[3] Источник: Сведения о перевалке грузов в морских портах России, АО Морцентр-ТЭК.

[4] Mtoe (Million tonnes oil equivalent) - млн. тонн условного топлива в нефтяном эквиваленте. (А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.)

[5] Источник: Презентация коммерческого директора ООО "Управляющая портовая компания" к выступлению на панельной сессии ВЭФ-2018 "Портовая инфраструктура: новые возможности для инвесторов".

[6] Источник: Статистический департамент ООН (The United Nations Statistics Division).

[7] Источник: World Coal 2018-2050: World Energy Annual Report (Part 4)), Dr. Minqi Li, Professor, Department of Economics, University of Utah.

Об авторе

Сергей Остропольцев

Сергей Остропольцев

Директор Компании

Источники информации

Представленный материал основан на опыте и компетенциях Компании, а также информации из отраслевых и открытых прочих источников. Дополнительная информация по теме публикации представлена на нашем сайте в разделах - Разработка FS, ТЭО, Бизнес-планов и Стратегическое планирование.