Текст Заметки по теме:
Компенсационные сделки
Компенсационные сделки
Финансирования проектов

Компенсационные сделки

Форматы компенсационных сделок

Применительно к сфере капиталоемких инвестиционных проектов.[1] под компенсационными сделками понимаются соглашения, в которых сторона, инвестирующая в производство или строительство свои финансовые средства, возмещает их посредством приобретения продукции, произведенной на созданных мощностях, либо посредством эксплуатации построенного объекта.

В зависимости от принятого варианта возмещения финансовых средств, затраченных на строительство (модернизацию) нового (существующего) объекта, различают соглашения типа (а) BOT (Build-Operate-Transfer), в его различных вариациях, и (b) Buy-Back.

Соглашения подобного типа применяются, как правило, при работе с зарубежными партнерами. Вместе с тем, можно отметить, что активно используемый последние несколько лет термин – государственно-частное партнерство (ГЧП).[2], фактически представляет собой разновидность соглашения типа BOT, направленного на создание основы для взаимодействия государственного сектора и частного капитала в России.

Соглашения типа Buy-Back

Соглашения (и соответственно - контракты) типа Buy-Back.[3] в основном применяются для проектов производственного назначения.

Суть данной сделки заключается в том, что зарубежный партнер самостоятельно финансирует строительство и/или поставку оборудования для производства какой-то продукции, в последующем приобретении которой он заинтересован, а российская сторона получает возможность привлечь инвестиции для модернизации или создания производства.

Экономический интерес зарубежного партнера заключается в том, что "обратная покупка" продукции, произведенной на построенном/модернизированном объекте, обеспечивает экономию на издержках за счет более низкой себестоимости производства, или возможность "обойти" таможенные ограничения, вводимые государством с целью запрета вывоза необработанного сырья, например кругляка, или гидробионтов, добытых в экономической зоне России.

Соглашение оформляется системой двух отдельных контрактов. В первом контракте, поставщик гарантирует построить объект и/или обеспечить технологическое оборудование, патенты или лицензии, и/или оказать техническую, управленческую поддержку по согласованной стоимости. Во втором - поставщик соглашается принять платеж полностью или частично в форме готовой продукции в течение согласованного периода времени.

В условиях Приморья контракты типа Buy-Back могут представлять интерес для проектов ориентированных на экспорт - переработка леса, рыбопереработка, сельское хозяйство с перспективой экспорта в Китай (соя.[4], говядина.[5]).

Соглашения типа Build-Operate-Transfer (BOT)

Контракты типа Build-Operate-Transfer (BOT) ориентированы, главным образом, на инфраструктурные объекты - здания, транспортные сооружения, портовые мощности, терминалы в аэропортах и т.д..[6]

Суть сделки данного типа заключается в том, что зарубежный партнер осуществляет финансирование строительства объекта за счет своих ресурсов (или финансовых средств третьих сторон, привлекаемых под его гарантии) и эксплуатирует построенный объект, возмещая за счет генерируемого денежного потока как свои затраты, так и заранее согласованный сторонами процент прибыли. По истечении согласованного периода времени построенный объект передается в собственность российскому партнеру.

В зависимости от условий передачи прав на построенный объект, состава обязательств инвестора и налоговых соображений, соглашение типа Build-Operate-Transfer (BOT) может трансформироваться и приобретать разнообразные формы, например:

  • BOOT (Build-Own-Operate-Transfer) – инвестор финансирует строительство объекта, получает право собственности на готовый объект, осуществляет его эксплуатацию в течение согласованного срока, передает объект российскому партнеру.
  • BTO (Build-Transfer-Operate) – инвестор финансирует строительство объекта, передает объект в собственность партнера и осуществляет его эксплуатацию в течение согласованного срока на основе долгосрочного концессионного соглашения (т.е. обладает ограниченным пакетом прав на готовый объект, включающим в себя только права владения и пользования, без права распоряжения).

Типовые формы, но индивидуальный анализ рисков

Как было отмечено выше, контракты ВОТ и Buy-Back не подменяют основной контракт на строительство объекта или поставку оборудования для него.

Основная задача контрактов типа ВОТ и Buy-Back заключается в формировании системы взаимоотношений партнеров не только в период строительства объекта, но и на согласованный сторонами период его эксплуатации. Фактически при работе на указанных условиях взаимоотношения партнеров определяются системой из нескольких контрактов, где документы BOT или Buy-Back являются связующим элементом.

Типовые формы контрактов типа ВОТ и Buy-Back, как и комментарии по особенностям применения контрактов в отдельных секторах, общедоступны (см. вкладки справа). Вместе с тем, необходимо отметить, что юридическая чистота сделки, обеспечиваемая выверенными текстами контрактов, не защитит от потерь, если не будет выполнен тщательный предварительный анализ проекта.

Среди основных "зон риска" в компенсационных сделках, которым необходимо уделить особое внимание, можно отметить:

  • формирование стоимости строительства объекта;
  • объемы генерации денежного потока, определяемые ожидаемым объемом производства (оказания услуг) и стоимостью единицы продукции (тарифом на оказание услуг);
  • ожидаемая структура себестоимости производимой продукции (оказания услуг);
  • законодательное, налоговое и таможенное окружение/регулирование объекта в период действия компенсационного соглашения;

Для учета перечисленных параметров, нахождения взвешенного баланса интересов всех участвующих сторон, выработки мер, обеспечивающих корректировку CF проекта в случае изменения экономических условий осуществления данного проекта необходима подготовка индивидуальной экономико-математической модели проекта (ИЭММ) соответствующей степени детализации.

Именно по итогам анализа проекта на основе ИЭММ определяется необходимый период действия компенсационного соглашения, а также набор мер, включая их параметры, гарантирующих достижение планируемых результатов всеми сторонами проекта.

Сноски

[1] В общем случае под компенсационной сделкой понимается соглашение, при котором оплата за поставленные товары (оказанные услуги) производится частично или полностью путем встречной поставки товаров (оказания услуг).

[2] Государрственно-частное партнёрство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

[3] Термин buy-back (дословно с англ. - купить обратно) был определен Европейской комиссией ООН в документах "О международных договорах о встречной торговле" (1990 года) и "О международных договорах об обратной закупке" (1991 года) в связи с необходимостью документальной формализации встречных сделок в международной торговле.

[4] Китай ослабил таможенные правила в отношении импорта сои через северные пограничные контрольно-пропускные пункты. Источник: 2020.01.02, SCMP со ссылкой на Reuters (China makes it easier to import soybean through northern border).

[5] Россельхознадзор получил письмо главного таможенного управления (ГТУ) Китая, в котором сообщается о согласовании сертификата и протокола проверки, карантина и ветеринарных санитарных требований к говядине, экспортируемой из России в КНР. Источник: 2020.01.17, Ведомости (Крупнейший рынок мира открылся для российской говядины).

[6] Статья 7 ФЗ от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ" представляет значительно более широкий перечень объектов, которые могут быть построены в рамках ГЧП, представляющего собой форму соглашения типа Build-Operate-Transfer (BOT).

BOT Approach

Реализация проектов на основе контрактов типа "Build-Operate-Transfer", (PDF-файл, World Bank, English).

Buy-Back Contracts

International Buy-Back Contracts, print version (SHOP.UN.ORG, English, March 1991, Sales number: 90.II.E.35).

BOT Approach - АэроТерминалы Турции

Опыт Турции по проектам строительства новых терминалов в аэропортах на основе модели Build-Operate-Transfer. Турция, 2009