Текст заметки по теме:
Капиталы резидентов Свободного порта Владивосток

СПВ / ТОР

Капиталы резидентов Свободного порта Владивосток

Апрель 2017

На середину апреля 2017 г. в реестре резидентов СПВ представлено уже 167 компаний с заявленным объемом инвестиций, по данным АО КРДВ, почти 264 млрд. руб. Заявленный объем капиталовложений весьма значителен и вызывает закономерный интерес к тому, каким объемом уставного капитала обладают вновь создаваемые компании-резиденты СПВ на входе в проектный процесс, и каковы, примерно, потребности резидентов в дополнительных капиталах.

Уставный капитал резидентов СПВ

Анализ открытой информации [1] по компаниям-резидентам СПВ позволяет, как оценить объем уставного капитала, так и соотнести полученные данные с выбираемыми организационно-правовыми формами предприятий.

Как видно из приведенной ниже Таблицы, суммарный объем уставного капитала 167-ми резидентов Свободного порта Владивосток, внесенных в реестр АО КРДВ по состоянию на 19 апреля 2017 года, достиг 2,437.4 млн. руб., что составляет менее 1% от заявленного объема инвестиций.

Распределение Уставного капитала резидентов СПВ
Распределение Уставного 
                            капитала резидентов СПВ

Подавляющая часть резидентов СПВ (69%) имеет минимальный уставный капитал в пределах 10-20 тыс. руб. Общая сумма уставного капитала этих компаний составляет всего 0.05% от указанного выше суммарного УК всех 167 [2] резидентов СПВ.

На противоположном плече распределения представлено всего две компании (1.2% от общего числа резидентов СПВ), которые имеют суммарный уставный капитал 1.2 млрд. рублей, т.е. 49.3% от суммарного объема УК всех 167-ми резидентов свободного порта.

Компании-резиденты СПВ с уставным капиталом до 100,000 руб. включительно составляют 83.3% численности резидентов на рассматриваемую дату, однако их суммарный УК составляет всего 0.12% от совокупного уставного капитала всех 167-ми резидентов СПВ.

Увеличение потолка уставного капитала до 1.0 млн. руб. полученный формат распределения принципиально не меняет – 87.7% (по численности) резидентов СПВ в совокупности внести в свои уставные капиталы всего 0.3% от указанных выше 2,437.4 млн. руб.

Фактически, 94.1% совокупного уставного капитала 167-ми резидентов Свободного порта Владивосток внесли всего 10 компаний, уставный капитал которых превышает планку 50.0 млн. руб.

Формат оплаты УК резидентами СПВ

Законодательство РФ устанавливает, что оплата доли в УК ООО, как и акций АО, может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными, имеющими денежную оценку, правами.

Данные выписок из ЕГРЮЛ ФНС не дают прямой информации о форме оплаты уставного капитала учредителями резидента СПВ. Однако характер этой величины позволяет достаточно уверенно судить о примененном формате оплаты, по крайней мере, выделить ситуации с оплатой УК неденежными средствами на основе оценки какого-либо актива и/или каких-либо прав.

С учетом этого обстоятельства можно полагать, что большинство резидентов СПВ – 91%, использовало денежные средства для оплаты УК и акционерного капитала, что в целом – ожидаемо, учитывая преобладание минимально допустимых уставных капиталов у созданных компаний-резидентов.

Оставшиеся 9% для оплаты использовали прочие активы. Можно отметить, что в этой группе представлены как ООО (11 резидентов), так и АО (4 резидента).

Преобладающий формат компаний-резидентов

Распределение резидентов СПВ по организационно-правовой форме
Распределение 
                            резидентов СПВ по организационно-правовой форме

Почти 93% компаний, получивших статус резидента СПВ, действуют в форме Общества с Ограниченной Ответственностью. В целом это подтверждает нашу оценку, представленную ранее в заметке на тему резидентов СПВ – "Резидент СПВ - новое юридическое лицо vs действующее предприятие" (Смотреть…).

Восемь резидентов СПВ действуют в формате акционерных обществ. Одна компания, заявленная в реестре резидентов СПВ как ООО, по выписке ФНС России фактически является АО. Таким образом, девять компаний резидентов СПВ действуют в формате акционерного общества (ЗАО, ОАО, НАО, ПАО), обеспечивая себе больше свободы в выборе возможных форм финансирования проекта, реализуемого в рамках Свободного порта Владивосток.

Большинство компаний-резидентов СПВ, созданных в форме ООО (59%), имеет, что вполне ожидаемо с учетом представленных выше данных, минимальный объем УК – 10.0 тыс. руб. Вместе с тем, среди компаний-резидентов СПВ, действующих в формате ООО, представлено 18 компаний с уставным капиталом 1 млн. руб. и выше.

Более того, одна из компаний-резидентов СПВ, созданная в форме ООО, имеет уставный капитал более 500 млн. руб., лишь немного уступая лидеру, на рассматриваемую дату, среди всех резидентов СПВ – АО "Восточный порт".

Примерная оценка потребности резидентов СПВ в капиталах

С высокой уверенностью можно утверждать, подавляющая часть созданных компаний-резидентов СПВ планирует привлекать сторонние источники финансирования для продвижения заявленных проектов на общую сумму 264 млрд. рублей.

Формат ООО и статус вновь созданного предприятия без стабильного трека генерации CF в предшествующие годы существенно ограничивают возможности по привлечению внешнего финансирования, как с точки зрения законодательно допустимых возможностей, так и с точки зрения повышенного риска для потенциального кредитора/инвестора.

Возможный выход в этой ситуации – финансирование со стороны материнской компании (см. отдельные примеры), однако этот вариант, судя по имеющемуся составу учредителей компаний-резидентов СПВ, доступен относительно небольшому числу предприятий.

Предполагая, что банки, самостоятельно или, например, совместно с Фондом развития Дальнего Востока, могут предоставить до 55%-60% от бюджета заявленных проектов, можно примерно оценить требуемый собственный ресурс компаний-резидентов СПВ в объеме порядка 105-120 млрд. руб.

Кроме того, привлечение внешнего финансирования на сумму 145-160 млрд. руб. потребует от компаний–резидентов СПВ предоставления обеспечения с залоговой стоимостью, покрывающей как задолженность, так и сумму процентов, начисленную за установленный банком определенный период. Учитывая, что залоговый дисконт в текущих условиях достигает 40% и более, у компаний-резидентов СПВ должны быть "под руками" достаточно ликвидные активы с рыночной стоимостью, фактически сопоставимой с заявленным объемом инвестиций.

Частично снять вопрос предоставления банку имущества под залог можно с помощью гарантийных фондов Сибири и Дальнего Востока, ориентированных на работу с малым и средним бизнесом (а таковых среди созданных компаний резидентов СПВ – большинство).

В частности, в Приморском крае работает Гарантийный фонд Приморского края, в Хабаровском крае – Гарантийный фонд Хабаровского края.

Объем поддержки Гарантийного фонда Хабаровского края
Объем предоставленной 
                            поддержки Гарантийным фондом Хабаровского края

Однако возможности этих фондов ограничены, и неспособны закрыть озвученную выше примерную потребность в капитале, не говоря о том, что эти фонды нацелены на работу не только с резидентами СПВ. Например, на 01.01.2917 года общая сумма выданных Гарантийным фондом Приморского края поручительств составила чуть более 3.0 млрд. руб., что обеспечило выдачу 6.37 млрд. кредитных средств. Результаты Гарантийного фонда Хабаровского края скромнее (см. график слева), на 01.04.2017 года - 1.69 млрд. руб. поручительств, обеспечивших выдачу кредитов на сумму 3.2 млрд. руб.

Проблемы нет - есть бизнес-план. Какой?

В конечном итоге приведенная выше информация означает, что большинство созданных компаний-резидентов СПВ будут вынуждены, тем или иным способом, решать проблему привлечения заемных средств.

С учетом данного обстоятельства, бизнес-план резидента СПВ, к которому 187-м Приказом [3] Минвостокразвития России установлены, скажем откровенно, упрощенные требования, "неожиданно превращается" из некого формального бюрократического документа, в нечто более сложное, где, как минимум, должны быть рассмотрены возможности обслуживания долговой нагрузки с требуемым коэффициентом покрытия в тех или иных условиях реализации проекта.

В этом свете интересно отметить, что в ходе одного из семинаров по подготовке бизнес-планов для резидентов СПВ, имевший место во Владивостоке осенью 2016 г., ведущий, подготовивший по его словам целый ряд "успешных бизнес-планов" для компаний, получивших статус резидента СПВ, выдал следующую "рекомендацию":

"не усложняйте свой бизнес-план и прилагаемые к нему расчеты денежных потоков – используйте предположение о финансировании проекта полностью за счет собственных средств".

Надеемся, что это предложение так и осталось "рекомендацией", не получившей воплощения в реальных бизнес-планах, представленных в КРДВ в составе пакета документов на получение статуса резидента СПВ. В противном случае в относительно недалекой перспективе мы можем увидеть не прирост количества резидентов СПВ, но, наоборот, их сокращение.

Юридические последствия

В случае недостатка капитала, и резиденты СПВ, и Управляющая компания будут, очевидно, искать пути исполнения обязательств, взятых резидентами по Соглашениям об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток (далее по тексту – Соглашение).

Как и в любом гражданско-правовом договоре, а Соглашение, как раз таковым и является, стороны обязаны выполнять условия такого договора. Одним из существенных условий Соглашения является претворение в жизнь бизнес-плана со всеми инвестициями, которые отражены в последнем и, что немаловажно, в сроки, установленные план-графиком, являющимся Приложением к Соглашению.

Недостаток финансирования ведет к невозможности исполнить свои обязательства вовремя, что может привести к расторжению Соглашения. На сегодня существенным нарушением Соглашения со стороны резидента СПВ является неосуществление инвестиций в форме капитальных вложений в объеме 5.0 млн. руб. в течение 3-х лет со дня включения в реестр резидентов.

Можно предположить, что резиденты СПВ, чтобы не допустить такого поворота событий, будут прибегать к изменению условий Соглашений с целью изменения сроков инвестирования. В общем случае, это рабочая ситуация, поскольку изменение условий Соглашения – необходимая часть взаимных договоренностей сторон, построенных на свободе их волеизъявления.

В рассматриваемой ситуации резидентам СПВ, очевидно, необходимо будет готовить письма о внесении изменений в план-графики инвестирования. В этом случае необходимо учесть следующее обстоятельство. Проектом Соглашения предусматривается, что "Все изменения и дополнения к Соглашению действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны обеими Сторонами".

Можно предположить, что Управляющая компания пойдет на уступки резидентам СПВ и согласует необходимые изменения в план-график инвестирования, однако надо отметить, что подписанных изменений в Соглашения мы пока не видели. Фактически, гражданско-правовые отношения между сторонами не находят своего оформления. Требовать или оставить как есть, на уровне переписки, – вопрос?

Какие-либо сроки для Управляющей компании по внесению изменений в Соглашения Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ "О Свободном порте Владивосток" не отведены. Подписываться такие изменения в Соглашения могут сколь угодно долго. Так же как и подписываться непосредственно само Соглашение. Ведь согласование вашего бизнес-плана и одобрение вашей заявки Наблюдательным советом не гарантирует вам заключение Соглашения в течение месячного срока.

Срок заключения Соглашения открыт. Читайте внимательно Федеральный закон № 212-ФЗ. На примере наших клиентов срок заключения Соглашения затянулся уже более чем на 6 (шесть) месяцев. Официальной письменной позиции Управляющей компании нет, но есть вновь возникшие вопросы к бизнес-плану. Возникает вопрос, возможно ли компании обязать Управляющую компанию заключить Соглашение?

Возвращаясь к вопросу смещения сроков инвестирования необходимо обратить внимание, что со стороны Управляющей компании вводится все более жесткий контроль за резидентами СПВ – теперь отчеты по исполнению инвестирования предоставляются ежеквартально.

Не исключаем, что ненадлежащее инвестирование в будущем (в части нарушения сроков инвестирования) пополнит перечень существенных нарушений, позволяющих Управляющей компании расторгать Соглашения в одностороннем порядке. А это будет существенный инструмент давления на резидентов.

Об авторах

Александр Резников

Александр Резников

Генеральный директор
ООО ЮК «ВЭД-ГАРАНТ»

Ссылки

[1] Федеральная налоговая служба. Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств. Сведения размещаются в соответствии с положениями п.8 Ст. 6 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ и приказом Минфина России от 5 декабря 2013 г. № 115н.

[2] В составе 167-ми резидентов Свободного порта Владивосток по состоянию на 19.04.2017 года представлено четыре индивидуальных предпринимателя и одна компания, в выписке из ЕГРЮЛ которой отсутствуют сведения об уставном капитале (складочном капитале, уставном фонде, паевых взносах).

[3] Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития России), Приказ от 28.09.2015 № 187 "Об утверждении требований к бизнес-плану, представляемому для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента свободного порта Владивосток".