НМТП
Транспортный сектор | 2010

Анализ рыночно обоснованной ставки аренды за причалы ОАО "НМТП" в период 2006-2009 г.г.

Споры о справедливой ставке арендной платы за гидротехнические сооружения (ГТС) в портах представляет собой постоянный раздражитель во взаимоотношениях представителей государства – ФГУП Росморпорт и ФГУП Нацрыбресурс, и стивидорных компаний.

В частности, в начале 2010 года Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" в лице Восточного филиала обратилось в арбитражный суд Приморского края с иском к ОАО "Находкинский морской торговый порт" о взыскании неосновательного обогащения в сумме 191.9 млн. руб.

Указанная сумма отражала взгляд ФГУП "Росморпорт" на справедливую величину арендной платы за предоставленные Находкинскому морскому торговому порту причалы (ГТС) за период 2006-2009 г.г. В марте 2010 года, через месяц после возбуждения судебного производства по Делу № А51-23407/2009, Истец решил уменьшить требуемую сумму арендной платы до 169.2 млн. руб.

Поскольку, по мнению ОАО "НМТП", ни первое, ни второе предложение ФГУП "Росморпорт" не отражало справедливую величину арендной платы за причалы порта в указанный период, порт обратился к Компании с просьбой выполнить работы по определению рыночно обоснованной ставки арендной платы за причалы порта в период 2006-2009 г.г.

В ходе выполнения данной работы оценщиками Компании были тщательно изучены документы по техническому состоянию причалов в анализируемые периоды времени, документы по фактическим затратам сторон спора на содержание причалов и выполнение текущих ремонтов, информация о выданных извещениях об изменении режима эксплуатации причалов, и ряд прочих документов, проливающих свет на фактическое состояние причалов в анализируемый период времени.

Информация качественного характера была преобразована в количественные факторы, учитываемые как в расчете износов конкретных причалов, так и в расчете генерации денежного потока от эксплуатации причалов с учетом выданных извещений об изменении режимов их эксплуатации.

По итогам анализа было установлено, что рыночно обоснованная величина арендной платы за причалы ОАО "НМТП" в период 2006-2009 г.г. составила 72.9 млн. руб.

Определение АС Приморского края (стр.1, стр. 7)
Определение АС Приморского края (стр.1, стр. 7)

В начале 2011 года, Арбитражный Суд Приморского края своим Определением утвердил мировое соглашение между ФГУП "Росморпорт" и ОАО "НМТП", указав, что "В соответствии с отчётом независимого оценщика ООО «АССО-Инвест Консалтинг» от 31.08.2010 № 01/08-10 стоимость права пользования объектами недвижимости (суммарная величина арендной платы за причалы) за период с 17.12.2006 по 16.12.2009 составляет 72 879 600 рублей (без НДС). Стороны согласны с оценкой прав пользования, указанной в отчёте, которая составляет 72 879 600 рублей (без НДС)."

Таким образом, объем требований ФГУП "Росморпорт" по оплате арендной платы за причалы порта в период 2006-2009 г.г. был сокращен на 96.3 млн. руб. - с 169.2 млн. руб. до 72.9 млн. руб.

Необходимо отметить, что полученный результат определялся несколькими факторами.

Безусловно, важнейший фактор – грамотная стратегия работы юридической службы стивидорной компании.

Но не меньшее значение имеет и то обстоятельство, что оценщики со стороны собственника работали на основе методологии, изложенной в "Техническом задании на определение величины арендной платы за использование причальных стенок", что автоматически ставит их в уязвимое положение из-за изъянов этого документа, некоторые из которых рассматриваются в нашей публикации в журнале "Морские порты" №8 (129), 2014 – "Аренда причалов: Взгляд со стороны стивидоров".

Наша команда в проекте
Сергей Остропольцев

Сергей Остропольцев

Директор Компании
Дмитрий Кулаков

Дмитрий Кулаков

Эксперт-оценщик
Михаил Быков

Михаил Быков

Эксперт-оценщик

Проекты 1993-2014

Выборка по проектам Компании 1993-2014 г.г. (скачать или отправить ссылку)