Задание на оценку судна

Общий набор элементов задания на оценку любого актива в российской практике оценки устанавливается Федеральными Стандартами Оценки: "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО-1) ". В частности, ФСО-1 перечисляет следующие элементы задания на оценку:

  • Объект оценки.
  • Права на объект оценки, учитываемые при определении стоимости объекта оценки.
  • Цель оценки.
  • Предполагаемое использование результатов оценки.
  • Вид стоимости.
  • Дата оценки.
  • Допущения, на которых должна основываться оценка.

Федеральный стандарт по оценке "Оценка стоимости машин и оборудования (ФСО-10)", включающий в круг ведения в т.ч. подлежащие государственной регистрации морские суда и суда внутреннего плавания, не устанавливает специальные элементы задания на оценку, отражающие именно специфику оценки судов. Из положений ФСО-10, касающихся задания на оценку и в некоторой степени отражающих специфику оценки судов, можно отметить следующие пункты:

  • допущение, связанное с ограничением объема работ по осмотру оцениваемых машин и единиц оборудования;
  • допущение, связанное с ограничением объема работ по анализу рынка.

К сожалению, в настоящее время ни в Федеральных стандартах оценки, ни в сводах стандартов РОО не предусмотрен отдельный стандарт, охватывающий целенаправленно сферу оценки морских судов (судов внутреннего плавания).

В этих условиях в качестве дополнительного ориентира можно рассматривать положения Стандарта Российского Общества Оценщиков СТО РОО 21-03-98 "Оценка судов и плавучих технических средств освоения океана, шельфа и внутренних водных путей и водоемов" (редакция 1998 года). В рамках данного стандарта задание на оценку судна трактуется как "инструкция на выполнение работы" по оценке, согласованная клиентом и оценщиком. В трактовке СТО РОО 21-03-98 отдельные элементы задания на оценку судна более детализированы, в частности:

  • указывается наименование судна и характеристики, дающие возможность полной его идентификации;
  • указывается характер текущего использования;
  • указывается перечень информации (включая судовые и классификационные свидетельства, акты освидетельствования, судовые патенты и другие судовые документы) предоставляемой клиентом;
  • указываются особые инструкции клиента по поводу проведения оценки;
  • оговаривается объем технического освидетельствования объекта оценки.

Учитывая специфику судов, как объектов оценки, а также очевидный информационный вакуум, регулирующий этот специфичный сегмент работ оценщиков, необходимо подчеркнуть особую важность детальной проработки задания на оценку судна.

Точное формулирование задания на оценку судна поможет клиенту и оценщику избежать в дальнейшем недоразумений, ошибок и разногласий, как на этапе выполнения работы и ее представления клиенту, так и в ходе последующего использования отчета по оценке в соответствии с установленным клиентом назначением.

Осмотр судна

Осмотр судна, является одной из важных процедур в его оценке, которая позволяет оценщику получить наилучшее представление об объекте оценки.

Вместе с тем, необходимо помнить о том, что осмотр судна не позволяет сделать оценщику вывод о фактическом техническом состоянии осматриваемого объекта, тем более оценщику-гуманитарию, не имеющему профильного базового технического образования. Фактически, достоверные данные о состоянии корпуса, систем и механизмов осматриваемого судна могут быть получены только из судовых документов.

У оценщика в ходе осмотра судна имеется возможность непосредственного общения с капитаном, старшим механиком и другими членами экипажа, что позволяет получить дополнительную информацию, которую невозможно обнаружить в судовых документах.

Специфичной особенностью судов, как объектов оценки, является их мобильность и минимальное время нахождения в порту, что очевидно – судно генерирует кэш для владельца именно в море, а не у берега. Это обстоятельство несколько осложняет работу оценщика, однако не является непреодолимым препятствием.

В частности, пункт 8 Федерального стандарта по оценке "Оценка стоимости машин и оборудования (ФСО-10)", определяет:

  • Задание на оценку устанавливает степень детализации работ по осмотру (полный, частичный с указанием критериев, без проведения осмотра) и период проведения осмотра. В случае непроведения осмотра оценщик указывает в отчете об оценке причины, по которым объект оценки не осмотрен, а также допущения, связанные с непроведением осмотра.li>

Таким образом, в случае, если проведение осмотра судна невозможно или затруднительно из-за рейсовых переходов, нахождения в районе промысла, значительной удаленности и/или недосягаемости судна по иным причинам, оценщик согласовывает с клиентом невозможность осмотра судна, оговаривает дополнительные ограничивающие условия на подготовку и использование отчета и обязательно указывает в отчете данные обстоятельства.

В этой ситуации оценщик должен отразить информацию о местоположении судна на дату оценки, желательно указать, какими системами ведется контроль местоположения судна, указать путь его следования.

Состав документов для оценки судна

Для выполнения оценки судна клиенту следует предоставить оценщику возможность ознакомления со следующими документами.

Юридическая информация, позволяющая установить право на судно или его эксплуатацию:

  • свидетельство о праве собственности на судно;
  • свидетельство о праве плавания под государственным флагом;
  • справка от капитана порта приписки судна;
  • договор (контракт) на приобретение судна;
  • договор аренды судна.

Судовая документация и документы, отражающие фактическое техническое состояние судна:

  • классификационное свидетельство;
  • акт очередного освидетельствования;;
  • акт промежуточного освидетельствования;
  • акт ежегодного освидетельствования;
  • акт освидетельствования гребного вала и дейдвуда;
  • акт освидетельствования подводной части судна;
  • акт освидетельствования механизмов;
  • акт освидетельствования электрооборудования.

Желательно дополнить перечисленные выше судовые документы и Акты РС (РРР) справкой о ремонтах и замене оборудования на судне, произведенных и планируемых на ближайшее время, наработке главных и вспомогательных двигателей.

Бухгалтерская отчетность по судну (требования законодательства по оценке):

  • балансовая справка по основному средству (выписка с 01 счета с указанием инвентарного номера, первоначальной и остаточной стоимости);
  • инвентарная карточка на объект оценки с указанием номера и даты акта ввода объекта в эксплуатацию;
  • справка о местонахождении объекта оценки на установленную датц оценки.

Экономическая информация по судну и условиям его эксплуатации:

  • текущие условия эксплуатации судна (сдача в аренду, эксплуатация собственником, работе на линии, в трампе, иные варианты);
  • данные об экономических показателях работы судна за периоды навигации, а также прогнозные данные на будущую навигацию (план);
  • сведения о видах грузов;
  • сведения о годовом цикле использования;
  • сведения о произведенных ремонтах и затратах на них,
  • сведения об объемах перевозок, тарифах и фрахтовых ставках на перевозку;
  • сведения о годовых эксплуатационных (операционных) расходах на судно с детализацией по статьям;
  • сведения о суточных расходах на судно на ходу и на стоянке;

Для промысловых судов перечень экономической информации может быть дополнительно скорректирован/уточнен оценщиком.

Обобщенный перечень документов и набор информации, требуемой для оценки судна, можно скачать в виде файла *.pdf.

Специфика рынка - высокая волатильность

Детальное знание целевого рынка является важным условием для объективной оценки судна.

В частности, высокая волатильность рынка обнуляет практическую ценность регрессионных моделей, основанных на исторических данных, активно используемых в российской практике оценки судов по причине сравнительно высокой стоимости актуализации баз данных.

В качестве примера приведем динамику цен на 5-ти летние суда в двух важных сегментах рынка - балкеры и танкеры, в период 2000-2015 г.г..

Источник:
Lloid's Maritime Academy, Galbraith's Weekly Report

Как видно из представленных данных, попытка оценить, например, балкер по состоянию на середину 2014 года на основе исторических данных, охватывающих период 2007-2009 г.г. приведет к завышению оценки.

Если дата оценки судна совпадает с периодом активного роста цен, то, например, попытка оценки танкера на 2007 год, исходя из исторических данных, "цепляющих" период 2000-2005 г.г., приведет к занижению стоимости судна.