Текст заметки по теме:
Налоговые преференции для резидентов СПВ

СПВ / ТОР

Налоговые преференции для резидентов СПВ

Январь 2016 (обн. Март 2017)

Налоговая нагрузка компании, получившей статус резидента свободного порта Владивосток, заметно сокращается. Помимо этого, компания-резидент получает возможность воспользоваться административными и таможенными преференциями.

В части снижения налоговой нагрузки законодательством предлагается (а) снижение или обнуление ставок налогов федерального, регионального, и местного уровня на горизонте 5 и/или 10 лет, значительное снижение ставок отчислений на ФОТ во внебюджетные фонды, и (в) изменение схемы администрирования налога, что для действующей компании фактически означает снижение потребности в оборотном капитале.

Федеральные налоги

Возможность получения льгот по федеральным налогам резидентом СПВ установлена в Ст. 19 ФЗ-212 "О свободном порте Владивосток", где указывается, что "законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в отношении резидентов свободного порта Владивосток устанавливаются льготы по федеральным налогам".

Из восьми налогов/сборов, относимых Налоговым кодексом РФ к налогам федерального уровня, преференции по ставке/облегчению администрированию предоставлены по двум позициям, а именно: (1) по налогу на добавленную стоимость (НДС), и (б) по налогу на прибыль организаций.

Преференции/льготы по федеральным налогам
Федеральные налоги

Преференция по НДС предоставлена путем включения резидентов СПВ в круг лиц, имеющих право на применение заявительного порядка возмещения налога, [1] что позволяет сократить время возмещения налога со стандартных 3-х месяцев до 10 дней.

Налог на прибыль, классифицируемый НК РФ как федеральный налог, распределяется между бюджетами федерального и регионального уровня. С учетом данного обстоятельства, льгота по налогу на прибыль, направляемого в федеральный бюджет, устанавливается НК РФ,[2] а льгота по налогу на прибыль, направляемого в региональный бюджет – законом ПК от 25.11.2015 г. №719.[3]

Ставка по налогу прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0% на 5 лет и далее возвращается к стандартному уровню 2%. Ставка по налогу прибыль, подлежащему зачислению в региональный бюджет, устанавливается в размере 0% на первые 5 лет. В следующие пять лет региональная налоговая ставка увеличивается до 10%.

Таким образом, в течение 10-ти летнего горизонта, начиная с года, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности на территории СПВ, суммарная ставка налога на прибыль первые пять лет составляет 0%, далее до 10 года включительно - 12%, после чего возвращается на стандартный уровень 20%.

Период бесприбыльной деятельности резидента до запуска льготного периода ограничен 3-мя годами. На четвертый год льгота по налогу начинает учитываться, даже если прибыли от деятельности все еще нет.

Льгота по налогу на прибыль предоставляется, если резидент СПВ в течение установленного льготного периода непрерывно и одновременно соответствует ряду критериев.[4]

Региональные налоги

Из трех налогов, относимых Налоговым кодексом РФ к налогам регионального уровня, преференции для резидентов СПВ предоставлены по налогу на имущество организаций.

Для резидентов СПВ, работающих на территории Приморского края, льгота по налогу установлена законом Приморского края №718 от 25.11.2015.[5]

Льготы по региональным налогам
Региональные налоги

В соответствии с указанным законом, для резидентов СПВ на территории Приморского края устанавливается ставка налога 0% на первые пять лет с месяца, следующего за месяцем постановки указанного имущества на баланс организации. В следующие пять лет ставка налога составит 0.5%.

Кроме Приморского края, к свободному порту Владивосток относятся также территории муниципальных образований Камчатского и Хабаровского краев, Сахалинской области, Чукотского автономного округа. [6] Региональные власти указанных субъектов РФ самостоятельно устанавливают льготные ставки для резидентов СПВ на своей территории.

Например, для резидентов СПВ в Хабаровском крае режим предоставления льгот по налогу на имущество [7] аналогичен льготному режиму в Приморском крае, за исключением момента начала действия льготы.

Для резидентов СПВ на Сахалине льготная налоговая ставка начинает действовать с налогового периода, в котором организация включена в реестр резидентов свободного порта Владивосток, при этом льготная ставка с 6-го по 10-й год составит 1.1% [8] против 0.5% для резидентов СПВ в Приморском крае и Хабаровском крае.

Для резидентов СПВ на территории Камчатского края [9] и Чукотского АО [10] на март 2017 г. льготы по налогу на имущество не предусмотрены.

Местные налоги

Из трех налогов/сборов, относимых Налоговым кодексом РФ к налогам и сборам местного уровня, преференции для резидентов СПВ предоставлены по земельному налогу.

Льготная ставка земельного налога принимается муниципалитетом, на территории которого находится земельный участок, используемый резидентом СПВ.

Льготы по местным налогам
Местные налоги

Например, льготы по земельному налогу для резидентов СПВ, работающих в границах Петропавловск-Камчатского городского округа [11] установлены решением Городской Думы.

Оценивая перспективы уплаты земельного налога, необходимо учитывать следующие обстоятельства. Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со Ст. 389 НК РФ. Таким образом, итоговая величина налога определяется двумя составляющими – (1) кадастровой стоимостью ЗУ и (2) ставкой земельного налога.

Обе позиции, в отличие от, например, налоговой базы по налогу на прибыль, находятся вне сферы контроля/управления менеджмента и владельцев резидента СПВ. Поскольку кадастровая стоимость периодически [12] пересматривается, к моменту завершения льготного периода по земельному налогу ее величина может не соответствовать величине, действительной на дату подписания Соглашения об осуществлении деятельности резидента СПВ.

Внебюджетные фонды

Текущая стандартная налоговая нагрузка на ФОТ определяется тарифами страховых взносов, установленными в Статье 426 НК РФ "Тарифы страховых взносов в 2017 - 2019 годах", и составляет 30%.

Льготы по налогам на ФОТ
Налоги на ФОТ

Получение статуса резидента СПВ позволяет снизить суммарную ставку страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования почти в 4 раза - до 7.6% от ФОТ.

Оценивая эффект от получения резидентом СПВ льготы по внебюджетным фондам необходимо учитывать следующее обстоятельство.

Как отмечено выше, суммарный тариф 30% действует до 2020 г., после чего, если не будут приняты дополнительные поправки в НК РФ, суммарный тариф будет определяться в соответствии со Статьей 425 НК РФ "Тарифы страховых взносов", и составит 34% (26% + 2.9% + 5.1%). [13]

Предлагаемый резидентам СПВ льготный тариф налогов на ФОТ является весьма привлекательным, в том числе, и в сравнении с ближайшими соседями Приморского края – Республикой Корея (8.8%), Китаем (26.7%) и Японией (25.6%). [14]

Административные преференции

Помимо налоговых преференций, непосредственно влияющих на итоговый объем свободного денежного потока собственника компании, резидентам СПВ предлагаются и административные преференции, позволяющие сократить косвенные издержки.

Административные преференции
Административные 
                            преференции

Наиболее значимые административные преференции представлены слева в Таблице: (a) возможность заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов, (b) упрощенный визовый порядок въезда в РФ с разрешенным сроком пребывания в России до восьми суток [15], (c) Разрешение на иностранную рабочую силу без квот [16].

Помимо преференций, представленных в Таблице, резидентам СПВ предлагаются более комфортные, в сравнении с регулярным бизнесом, условия работы. В частности, время проведения плановых и внеплановых контрольных проверок в рамках осуществления федерального, регионального и муниципального контроля на территории СПВ в отношении резидентов СПВ сокращается до 15 суток.

Об авторе

Сергей Остропольцев

Сергей Остропольцев

Директор Компании
ТЛК ЮПТ

ТОР Надеждинский
ТЛК "Южный Приморский Терминал" - анализ рынка и оптимизация проекта

СПВ - Сахалин

Выемка и перевозка угля на Солнцевском угольном разрезе резидентом СПВ на Сахалине

БП резидента СПВ

Подготовленный АССО-Инвест бизнес-план лег в основу заявки резидента СПВ" и применен для продвижения проекта

МП в сделке M&A

Владивостокский морской порт "Гайдамак" - аудит стоимости в сделке M&A

КТ в сделке M&A

Оценка пакета акций ЗАО "Пасифик Интермодал Контейнер"" для целей сделки M&A

Ссылки

[1] Заявительный порядок возмещения налога представляет собой зачет (возврат) суммы НДС, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения камеральной налоговой проверки, проводимой на основе этой налоговой декларации. Подпункт 4 п. 2 Статья 176.1. Заявительный порядок возмещения налога НК РФ (пп. 4 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 214-ФЗ)

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ, Статья 284. Налоговые ставки, п. 1.8.

[3] Закон Приморского края №719 "О внесении изменения в закон Приморского края " Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, для отдельных категорий организаций" от 25.11.2015 г.

[4] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ, НК РФ Статья 284.4. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, получившими ... статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом "О свободном порте Владивосток".

[5] Закон Приморского края №718 " О внесении изменения в статью 2 закона приморского края "О налоге на имущество организаций" от 25.11.2015 г.

[6] Статья 2. Федеральный закон от 03.07.2016 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободном порте Владивосток".

[7] Налоги и сборы, зачисляемые в бюджет Хабаровского края и бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Хабаровского края (источник: Система ГАРАНТ).

[8] Налоги и сборы, зачисляемые в бюджет Сахалинской области и бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Сахалинской области (Источник: Система ГАРАНТ).

[9] Льготы по налогу на имущество предлагаются для организаций, реализующих инвестиционные проекты, которым в соответствии с Законом Камчатского края от 22.09.2008 N 129 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Камчатском крае" присвоен статус особо значимых инвестиционных проектов. Налоги и сборы, зачисляемые в бюджет Камчатского края и бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Камчатского края (Источник: Система ГАРАНТ).

[10] Льготы по налогу на имущество предлагаются для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития "Беринговский". Налоги и сборы, зачисляемые в бюджет Чукотского автономного округа и бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Чукотского автономного округа (Источник: Система ГАРАНТ).

[11] Ставка налога, % от кадастровой стоимости участка, принадлежащего резидентам свободного порта Владивосток и входящих в границы Петропавловск-Камчатского городского округа.

[12] Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки.

[13] В настоящее время обсуждаются контуры новой налоговой системы, в рамках которой возможны т.н. налоговые маневры – перераспределение налоговой нагрузки внутри системы по схеме 22/22 или 21/21 (Смотри, например, здесь"). В случае такого развития ситуации не исключено, что стандартный совокупный страховой тариф составит 22% или 21 % соответственно.

[14] Источник: Видеоматериалы АО "Корпорация развития Дальнего Востока"

[15] [15] Согласно закону об упрощенном визовом режиме на территории свободного порта Владивосток, электронная виза действует в течение 30 дней с момента ее оформления с разрешенным сроком пребывания в России до восьми суток.

[16] Доля до 20% - для всех резидентов. Более 20% - по решению наблюдательного совета.