М60 трафик
Телекоммуникации | 2004

Оценка рыночной стоимости миноритарного пакета акций ОАО "ДальТелеком Интернэшнл"

В первой половине нулевых годов Россия переживала мобильный бум - количество абонентов сотовой связи быстро росло. В частности, в конце 2001 года в России насчитывалось почти 8 млн. абонентов мобильной связи, что вдвое больше, чем в 2000-м. По итогам 2002 г. число абонентов всех стандартов сотовой связи составило 17,8 млн. человек, а по итогам 2003 года – превысило 36 млн. абонентов, что обеспечило прирост абонентской базы на 102%.

Проникновение (синий) и прирост абонентской базы (красный) в РФ
Проникновение сотовой связи (синий) и темпы прироста абонентской базы (красный)

Можно отметить, что если в 2000 году проникновение сотовой связи по России в среднем составляло всего 2%, то в 2004 году этот показатель достиг уже 43%.

В немалой степени это объяснялось тем, что в 2001-2004 гг. операторы "Большой Тройки" - МТС, Вмпелком и Мегафон, благодаря участию зарубежного капитала осуществляли масштабные инвестиции, как в технологическое оборудование, так и в поглощение региональных сотовых компаний, предлагая более конкурентоспособные цены и новые возможности абонентам, в том числе – роуминг.

ARPU Большой Тройки 2002-1к05(CNews Analytics)
ARPU Большой Тройки 2002-1к05

Хотя выручка с одного абонента постепенно падала, что неизбежно при расширении аудитории за счет постепенного охвата менее платежеспособных, но и более многочисленных групп населения, доходность операторов сотовой связи, в сравнении с доходностью операторов классической связи, оставалась на весьма высоком уровне.

К середине нулевых годов "Большая Тройка", расширив свое покрытие в европейской, наиболее густонаселенной части России, скорректировала стратегию своего расширения – вместо малопривлекательного охвата слабозаселенных территорий Сибири и Дальнего Востока, основные усилия были направлены на соседние страны СНГ. Эта коррекция стратегии развития "Большой Тройки" открыла для региональных операторов дополнительное окно возможностей.

В частности, именно этим окном возможностей решило воспользоваться ОАО "Дальсвязь" – приняв решение приобрести сотовые активы в регионе и использовать их на среднесрочном горизонте как cash-генератор, обеспечивающий компанию дополнительными ресурсами, направляемыми на развитие новых услуг и мультисервисной сети передачи данных.

В рамках реализации указанной стратегии ОАО "Дальсвязь" предложило Компании оценить миноритарный пакет Хабаровского оператора сотовой связи ОАО "ДальТелеком Интернэшнл" и, с небольшим интервалом – рыночную стоимость инвестированного капитала ЗАО "АКОС" – первого сотового оператора Приморского края.

Схема зоны покрытия ОАО ДТИ
Схема зоны покрытия ОАО ДТИ

ОАО "ДальТелеком Интернэшнл" (ДТИ) было создано в июне 1991 года в г. Хабаровске, в качестве российско-американского предприятия. Компания имела лицензии на предоставление услуг местной сотовой радиотелефонной связи на трех территориях российского Дальнего Востока из шести: Хабаровского края, Камчатской и Амурской областей.

Как и ЗАО "АКОС", ОАО "ДТИ" на первоначальном этапе своего развития строило технологию на основе относительно устаревших стандартов AMPS и D-AMPS. Переход на цифровой стандарт GSM-1800 позволил компании осуществить резкий рывок в наращивании абонентской базы. В частности, в 2003 году компании пришлось дважды менять планы по подключению новых абонентов, число которых за год увеличилось в 2.5 раза и превысило на начало февраля 2004 года 220 тыс. абонентов.

Приобретение миноритарного пакета ОАО "ДальТелеком Интернэшнл", которое в 1996 году заключило лицензионное соглашение с ОАО "Вымпелком" на право использования торговой марки БиЛайн, позволило Дальсвязи в начале 2005 года после закрытия сделок (получения контроля над ЗАО "АКОС" и покупки миноритарного пакета ОАО "ДТИ") произвести интеграцию сети ЗАО "АКОС" в сеть партнера по роумингу – ОАО "ДТИ".

Таким образом, абоненты ЗАО "АКОС" получили доступ в сеть "Билайн" и возможность пользоваться преимуществами объединенной сети и ее услугами, а сама компания – дополнительное конкурентное преимущество и еще один фактор, работающий в перспективе на увеличение ее стоимости.

Наша команда в проекте
Сергей Остропольцев

Сергей Остропольцев

Директор Компании
Дмитрий Кулаков

Дмитрий Кулаков

Эксперт-оценщик
Вячеслав Андреев

Вячеслав Андреев

Эксперт АССО ExpNet

Проекты 1993-2014

Выборка по проектам Компании 1993-2014 г.г. (скачать или отправить ссылку)