М60 трафик
Телекоммуникации | Транспортный сектор | 2006

Проект региональной СУДС в заливе Петра Великого с учетом создания ГМССБ морского района А1 и А2

Создание системы управления движением судов (СУДС) в заливе Петра Великого было инициировано в 1992 году с учреждением российско-норвежского предприятия "НОРФЕС", в уставных целях которого было сформулирована задача развития модернизации и сервисного обслуживания центров движения судов. [1]

Исходным технологическим центром для развития Единой системы управления движением судов послужил локальный центр управления движением судов в Находке, созданный в начале 80-х годов прошлого столетия для контроля за движением судов в бухте Врангель (порт Восточный).

Общая схема региональной СУДС в заливе Петра Великого
Общая схема региональной СУДС в заливе Петра Великого

В последующий период ОАО "НОРФЕС" реконструировало СУДС порта Влади¬восток, построив новый локальный центр СУДС на п-ве Назимова, оснастило локальные СУДС во Владивостоке и Находке современным и однотипным технологическим оборудованием, позволившим осуществить их информационную интеграцию.

В свою очередь, эти действия позволили на базе функционирующих локальных СУДС Владивостока и Находки создать Единую Региональную СУДС, дополненную выносными радиотехническими постами на побережье залива Петра Великого.

Финансирование, как строительства объектов инфраструктуры СУДС, так и приобретения современного технологического оборудования осуществлялось за счет собственных средств ОАО "НОРФЕС" и с привлечением заемных средств.

К началу 2006 года ОАО "НОРФЕС" сформировало набор работ и мероприятий завершающего этапа создания Единой СУДС залива Петра Великого, среди которых можно отметить:

  • увеличение зоны освещения надводной обстановки в Амурском заливе;
  • увеличение надежности работы технологического оборудования СУДС порта Владивосток (приведение к требованиям к СУДС высшей категории);
  • установку Дифференциальной станции Глобальной Навигационной Спутниковой Системы (ГНСС);
  • выполнение проектных работ по замене устаревшего оборудования; [2]

Учитывая необходимость привлечения заемных средств для финансирования планируемых мероприятий завершающего этапа, руководство ОАО "НОРФЕС" предложило Компании подготовить соответствующее обоснование проекта для последующей работы с финансирующими структурами.

Как и в прочих подобных ситуациях, для проекта региональной СУДС в заливе Петра Великого с учетом создания ГМССБ морского района А1 и А2 была подготовлена индивидуальная экономика (См. подробнее - ИЭММ). Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации, разрабатывая модель и формируя модули сценарного анализа, специалисты Компании должны были учесть специфику ОАО "НОРФЕС", а также следующие обстоятельства:

  • выручка компании формируется на основе навигационных ставок, номинированных в долларах США, операционные издержки предприятия - в рублях; [3]
  • в условиях постепенного укрепления рубля компания испытывает постоянный рост рублевых издержек; [4]
  • накопление негативных последствий для экономики РФ от укрепления рубля, как ожидается, на горизонте 2008-2010 г.г. может привести в резкому скачку обменного курса рубль/доллар;
  • на этом фоне предполагается перевод ставок для иностранных и российских судов в загранплавании в рублевый формат;
  • на этом же фоне предполагается изменение схемы распределения ставки навигационного сбора между ФГУП Росморпорт и ОАО "НОРФЕС";
Сценарные условия (2006 год) изменения курса рубль/доллар на горизонте 2008-2010
Сценарные условия изменения курса рубль/доллар на горизонте 2008-2010

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, а также учитывая вероятность изменения основных параметров, определяющих формирование доходных и расходных потоков ОАО "НОРФЕС", в ходе подготовки отчета было проанализировано несколько Сценариев, отличающиеся макроэкономическим фоном, системой тарификации и разделения ставки навигационного сбора, а также перспективами изменения судозаходов, в зоне ответственности отдельных локальных СУДС.

В частности, одним из сценарных параметров был предполагаемый скачок обменного курса рубль/доллар на горизонте 2008-2010 г.г., способный заметно повлиять на способность ОАО "НОРФЕС" обслуживать долг по заемным средствам, полученным на реализацию проекта региональной СУДС в заливе Петра Великого с учетом создания ГМССБ морского района А1 и А2.

По итогам анализа, выполненного специалистами Компании, руководству ОАО "НОРФЕС" были представлены, помимо документа, используемого при работе с потенциальными кредиторами, рекомендации по предельным параметрам финансирования, предпочтительным условиям изменения системы тарификации в вариативных условиях развития внешнего экономического окружения компании.

Наша команда в проекте
Сергей Остропольцев

Сергей Остропольцев

Директор Компании
Дмитрий Кулаков

Дмитрий Кулаков

Эксперт-оценщик
Вячеслав Андреев

Вячеслав Андреев

Эксперт АССО ExpNet

Проекты 1993-2014

Выборка по проектам Компании 1993-2014 г.г. (скачать или отправить ссылку)

Ссылки

[1] ОАО "НОРФЕС" было ликвидировано распоряжением Территориального управления Росимущества в Приморском крае от 16 августа 2012 года N 319-р "О ликвидации открытого акционерного общества "НОРФЕС".

Инфраструктура и технологическое оборудование Региональной СУДС передано ФГУП "Росморпорт" (Дальневосточный бассейновый филиал), которое в настоящее время предоставляет судам, осуществляющим судозаходы в морские порты Владивосток, Восточный, Зарубино, Находка и Посьет или следующим через их акватории транзитом,соответствующие навигационные услуги.

[2] Система высокочастотной (ОВЧ) связи СУДС залива Находка эксплуатировалась на базе оборудования "Маркони" с 1980 года.

[3] Ставки, номинированные в долларах США, применяются к иностранным судам и российским судам в загранплавании.

[4] За счет укрепления доллара сокращение условной единицы рублевой выручки компании на декабрь 2005 г. составило 28% при сопоставлении с уровнем января 1999 года, при этом инфляционный рост издержек компании составил более 170%.