М60 трафик
Судостроение/судоремонт | 2005

Оценка рыночной стоимости пакета обыкновенных именных акций ОАО "Владивостокский СРЗ"

К началу 2000-х годов ОАО "ВМТП" консолидировало достаточно значимый, хотя и номинально миноритарный, пакет акций ОАО "Владивостокский судоремонтный завод". Учитывая ситуацию, складывавшуюся в судоремонтном секторе экономики Приморского края, руководство порта приняло решение оценить имеющийся пакет акций ОАО "ВСРЗ" с целью принятия решения о дальнейшей судьбе инвестиций в капитал завода. Указанная работа была поручена специалистам Компании.

Док Доброфлота на месте будущего судоремонтного завода
Док Доброфлота на месте будущего 
                                судоремонтного завода

Владивостокский судоремонтный завод является одним из старейших предприятий на Дальнем Востоке РФ. Датой основания завода можно считать декабрь 1893 года, когда Добровольный флот построил для своих нужд на месте будущего ОАО "ВСРЗ" небольшой док для барж и пакгаузы, один из которых сохранился до настоящего времени в виде надстроенного здания Администрации морского порта Владивосток.

Длительное время Владивостокский СРЗ являлся базовым предприятием ДВМП, которое осуществляло здесь ремонт своих судов. Однако в 90-х годах ОАО "ДВМП" приняло решение переместить судовой ремонт на ОАО "Славянский СРЗ" в связи с консолидацией акций этого более современного предприятия.

К сожалению, в перестроечный период гражданский судоремонт России остался без государственной поддержки и фактически проиграл конкурентам из КНР и Кореи, предложившим российским судовладельцам низкие цены и сравнительно более высокое качество судоремонта.

Ухудшение ситуации на целевом рынке неизбежно спровоцировало рост конкурентного давления внутри сегмента и создало условия для выхода наиболее слабых компаний из судоремонтного бизнеса.

ОАО "Владивостокский СРЗ", ранее входивший в пятерку наиболее крупных судоремонтных предприятий Приморского края, оказался в наиболее сложной ситуации.

Схема территории ОАО "ВСРЗ"
Схема территории ОАО ВСРЗ

Одна из основных причин – размещение завода на весьма ограниченной территории, без возможности ее дальнейшего расширения.

Вследствие этого обстоятельства, завод, например, не имел возможности свободно ставить суда вдоль причальной судоремонтной стенки, что создавало неудобства по демонтажу и монтажу крупногабаритных судовых узлов и механизмов, способствовало увеличению сроков ремонта и его удорожанию за счет избыточного использования плавкрана, как основного средства для механизации таких операций.

Размещение судов у стенки ВСРЗ
Размещение судов у стенки

Кроме того, характерной особенностью зданий и сооружений ОАО "ВСРЗ " являлся их значительный возраст (у одного из зданий – более 100 лет на дату оценки) и неэффективные строительные и конструктивные решения, что было вызвано стесненностью территории завода и постепенной достройкой изначально существовавших зданий.

Помимо прочего, ограниченность территории не позволила ОАО "ВСРЗ", перепрофилировать, без существенного ущерба для основной деятельности, некоторую часть площадей под прочие операции, например ПРР, как это сделали основные конкуренты завода во Владивостоке, Славянке и Находке.

С другой стороны, территория завода, хоть и относительно небольшая, но расположенная в центре г. Владивостока, практически в исторической его части, позволяет рассматривать альтернативные возможности ее использования.

Перечисленные выше особенности ситуации определили основные подходы, примененные специалистами Компании для оценки доли участия в капитале ОАО "Владивостокский СРЗ", и принципиальные условия сценарного анализа, выполненного в рамках доходного подхода к оценке на основе специально подготовленной ИЭММ.

В конечно итоге, специалисты Компании предоставили заказчику не просто "голую" цифру стоимости оцениваемой доли участия в капитале ОАО "ВСРЗ", но и оценку перспектив завода и матрицу альтернативных вариантов девеломента территории, являющейся наиболее ценным активом оцениваемого бизнеса.

Наша команда в проекте
Сергей Остропольцев

Сергей Остропольцев

Директор Компании
Дмитрий Кулаков

Дмитрий Кулаков

Эксперт-оценщик
Михаил Быков

Михаил Быков

Эксперт-оценщик

Проекты 1993-2014

Выборка по проектам Компании 1993-2014 г.г. (скачать или отправить ссылку)