FACRE-DMS
Недвижимость | 2021

Анализ конкурирующего окружения объектов офисной недвижимости

Рассматривая в ходе разработки стратегии развития бизнеса сценарные варианты реконцепции существующих объектов офисной недвижимости, Клиент поручил АССО-Инвест проведение исследования офисного рынка Владивостока (кратко об итогах), в рамках которого одной из целей являлся анализ конкурирующего окружения офисных объектов, находящихся под управлением Клиента.

Конкурирующие объекты разных групп в одной из подзон
Конкурирующие объекты в одной из подзон

В ходе исследования офисного рынка Владивостока, в широких границах зоны конкурирующего влияния было идентифицировано 912 объектов, предлагающих для размещения служащих частного и государственного сектора до 1.6 млн.м2 административно-офисной площади.

Идентифицированная административно-офисная площадь сформирована двумя неравными сегментами: (а) сегмент отдельностоящих зданий, предлагающих до 88% офисной площади в широких границах зоны конкурирующего влияния анализируемых объектов, и (б) сегмент зданий жилого назначения, часть общей площади которых изначально спроектирована или перепрофилирована в ходе эксплуатации под офисное назначение.

Схема сегментации рынка
Схема сегментации рынка

Уточнение границ зоны ближнего конкурирующего окружения сократило анализируемую выборку до 150 объектов, которые были распределены по группам на основе адаптированного подхода Жан-Жака Ламбена (см. схему слева), в соответствии с которым конкуренты распределяются на подгруппы в зависимости от схожести/различия товара/услуги и клиента/потребителя.

Соответственно, итоговая выборка конкурирующих объектов была распределена на четыре подгруппы в составе (i) прямых конкурентов, (ii) косвенных конкурентов, с выделением двух подгрупп, (iii) товарных конкурентов, и (iv) неявных/скрытых конкурентов.

Распределение рынка в ближней зоне конкурентного влияния
Распределение рынка в ближней зоне

Поскольку в составе выделенных подгрупп представлены объекты различного класса и ориентированные на различные целевые группы арендаторов, для отражения общей ситуации, как в широких границах, так и в границах зоны ближнего конкурентного влияния удобно применить т.н. древовидный график (Treemap Char), пример которого для зоны ближнего конкурентного окружения анализируемых объектов представлен на схеме слева.

Таким образом, в рамках анализа конкурирующего окружения объектов офисной недвижимости были последовательно решены две задачи: (а) определены границы зоны конкурирующего влияния исследуемых объектов (границы зон рыночного охвата, или т.н. Market Area), и (б) сегментирован массив выявленных объектов-конкурентов, с отнесением каждого выявленного объекта к той или иной группе.

В завершение можно отметить, что структура рынка, как в широких границах, так и в границах зоны ближнего конкурирующего окружения, в т.ч., масштаб и степень фрагментированности отдельных подгрупп, дают информацию для прогноза возможной реакции рынка на те или иные инициативы владельца анализируемых объектов, например, в части корректировки ценовой и/или клиентской политики.

Наша команда в проекте
Сергей Остропольцев

Сергей Остропольцев

Директор Компании
Михаил Быков

Михаил Быков

Эксперт-оценщик