Оценка цеха ТД Русский Холод
Аграрный и пищевой сектор | 2019

Оценка здания цеха 1910 г.п. бывшего фанерного завода Л.Ш.Скидельского

Формируя в ходе оценки, выполняемой по поручению АО "Торговый дом "Русский ХолодЪ", файл исходной информации по складскому помещению в пригороде Владивостока, специалисты Компании неожиданно обнаружили, что оцениваемый объект представляет собой здание цеха 1910 г.п. бывшего фанерного завода Л.Ш. Скидельского, и теснейшим образом связан с богатейшим пластом истории города и края, началом формирования промышленной базы на окраине России.

Деятельность Л.Ш. Скидельского, владельца многочисленных предприятий, концессий и недвижимости на Дальнем Востоке России и в Маньчжурии, на окраине Российской империи началась с получения подрядов на строительство северного участка Уссурийской железной дороги и строительства нескольких лесопильных заводов на выходах трассы железной дороги к судоходным рекам Иман и Бикин, где можно было использовать принадлежащий ему пароход для снабжения разбросанных на большом расстоянии отдельных участков строительства. В итоге под руководством Скидельского было выполнено около 30% всех земляных работ и возведено до 50 % искусственных сооружений северного участка Уссурийской железной дороги.

Сохранившийся цех маслобойного завода, г. Уссурийск
Сохранившийся цех маслобойного завода, г. Уссурийск

После окончания Русско-Японской войны, предприниматель занялся промышленностью и, помимо фанерного завода на ст. Океанская [2], постепенно создал предприятия по линии Уссурийской железной дороги: близ ж/д ст. Бикин - лесопильный и деревообделочный завод, на ст. Евгеньевка – цементный завод, близ Никольска-Уссурийского - паровую вальцовую мельницу и маслобойный завод. На основе последнего в 1926 году был построен Союзный Никольск-Уссурийский Масложировой комбинат, ныне – ЗАО Уссурийский масложиркомбинат "Приморская соя". Для своего времени эти промышленные заведения Скидельского по своей технической оснащенности были лучшими не только на Дальнем Востоке России, но и Кореи, Маньчжурии, Китая.

Выделенный под размещение завода участок у почтовой станции Подгородная
Фрагмент Плана северной части выгонных земель 1902

Первоначально фанерный завод был начат постройкой на разъезде Седанка (16 вер.) в 1904 г., однако по требованию военных властей строительство было приостановлено. И только через пять лет, в 1909 г. Скидельский постановлением городской думы получил новый участок земли в 9 тыс. кв. саженей вблизи ст. Океанская, имевшей необходимое путевое развитие, где повторно начал строительство завода.

Выбор места постройки завода не случаен, и был обусловлен близостью главного хода южного участка Уссурийской ж/д, который проходил вдоль берега бухты Бражникова (по линии нынешней ул. Лянчихинская) и далее поднимался по склону холма к станции Лянчихе, от которой в настоящее время сохранилось только станционное здание, переделанное под жилье. Важность этого фактора была очевидна для Л.Ш. Скидельского, располагавшего свои предприятия по возможности рядом с железной дорогой для бесперебойного снабжения сырьем и удобного вывоза готовой продукции.

На фото официального фотографа того времени – Мацкевича В.С. запечатлено это место долины р. Лянчихе, будущее место размещения нескольких заводов и складов Военного ведомства.

Усс ж/д в долине р. Лянчихе
Усс ж/д в долине р. Лянчихе

Можно отметить, что сам фотограф стоит в момент съемки недалеко от бывшей почтовой станции Подгородная. Эта почтовая станция получила известность в связи с тем, что 22 Мая 1891 года именно на этом месте группа сухопутных и морских офицеров, а также представители населения Владивостока, провожали будущего императора Николая II, в том момент цесаревича, в долгий путь по Великой Сибири в ходе его кругосветного путешествия.

Во второй половине 1910 г. новое предприятие выпустило первую продукцию. Мощность завода составляла 20 тыс. футов фанеры в сутки. Продукция завода получила известность не только на рынках Азии, но и поставлялась в Австрию и Англию, где использовалась, в частности, в изготовлении упаковки для чая. В 1914 г. на заводе поставили горячие прессы из Германии, что увеличило его мощность вдвое. В 1917 г. в котельном отделении была установлена английская печь фирмы Babсock & Wilcox.

Коллектив фанерного завода был интернациональным (см. фото на заставке). Здесь работали русские, немцы (управляющие, конторские служащие), а также рабочие - русские, китайцы и корейцы. Вокруг завода вскоре вырос поселок.

Кожевенный завод Зильгалве
Кожевенный завод Зильгалве

Удобное расположение обширной ровной территории в устье р. Лянчихе, рядом со ст. Океанская, обеспечивавшей удобство снабжения предприятий сырьем и вывоза готовой продукции, привлекали внимание и других предпринимателей к этой площадке. Так, рядом с фанерным заводом Л.Ш. Скидельского, вскорости появился кожевенный завод, выпускавший для военного ведомства и гражданских лиц юфть и конную упряжь. Кожевенный завод был построен Владивостокским купцом 1-й гильдии Фёдором Петровичем Зильгалве - выходцем из Курляндии, в собственности которого находился и известный горожанам пивзавод "Ливония".

Бывший доходный дом Скидельского, Океанский пр-т, 30
Бывший доходный дом Скидельского, Океанский пр-т, 30

Оцениваемое здание цеха фанерного завода, в настоящее время почти скрытое от сторонних взглядов хаотичными пристройками советского и постперестроечного периода, является одним из множества объектов, возведенных формой Л.Ш. Скидельского.

В перечне этих объектов - мосты и станционные здания на северном участке Уссурийской казенной железной дороги, портовые сооружения, корпуса железнодорожных мастерских, многоквартирные доходные дома и особняки во Владивостоке, собственные предприятия, складские помещения и многое другое. Некоторые из построенных Л.Ш. Скидельским зданий до сих пор в немалой степени определяют архитектурный облик Владивостока. В качестве примеров можно отметить здание бывшего Управления Уссурийской железной дороги (Алеутская, 6), и бывший доходный дом по Океанскому проспекту 30.

Источники

[1] ОАО Торговый Дом "Русский ХолодЪ" осуществляет "Торговлю оптовую пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями (Код 46.3) и является дочерней компанией ОАО "Русский ХолодЪ" - крупнейшего российского производителя мороженого.

[2] До 1907 года - ст. Хилково (19 вер.), получившая название в честь министра путей сообщения Кн. М.И. Хилкова.

Наша команда в проекте
Сергей Остропольцев

Сергей Остропольцев

Директор Компании
Михаил Быков

Михаил Быков

Эксперт-оценщик

Проекты 1993-2014

Выборка по проектам Компании 1993-2014 г.г. (скачать или отправить ссылку)